Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 14 апреля 2009 г. N 03-03-06/1/240
Вопрос: По учетной политике предприятия в целях налогообложения, принятой на 2008 год, предельная величина процентов, признаваемых расходом для целей налогового учета, принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной в 1,1 раза, при оформлении долговых обязательств в рублях и равной 15% - по долговым обязательствам в иностранной валюте (ст. 269 НК РФ).
В связи с принятием Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ может ли наша организация изменить учетную политику для целей налогообложения с 01.09.2008 года в части признания расходов в виде процентов по кредитам, считая, что все долговые обязательства, выданные до 01.09.2008 года, были выданы нам на сопоставимых условиях с определением критериев сопоставимости с 01.09.2008 года? Постольку поскольку понятие "учетная политика для целей налогообложения" в налоговом законодательстве отсутствует, а подходы к ее формированию представлены в ст. 167, 313 и 314 Налогового кодекса Российской Федерации достаточно разрозненно, можно ли считать такое решение не противоречащим общей концепции Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 27.03.2009 г. N 183 об изменении учетной политики для целей исчисления налога на прибыль, и сообщает.
Согласно статье 313 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики исчисляют налоговую базу для целей расчета налога на прибыль по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.
Налоговый учет согласно абзацу 4 статьи 313 Кодекса осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя (абзац 5 статьи 313 Кодекса).
Учетной политикой для целей налогообложения согласно пункту 2 статьи 11 Кодекса является выбранная налогоплательщиком совокупность способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения в соответствии с абзацем 6 статьи 313 Кодекса осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета.
При этом решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах - не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.
Согласно абзацу 7 статьи 313 Кодекса, в случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.
Следовательно, налогоплательщик вправе вносить изменения в учетную политику для целей налогообложения в течение налогового периода только в двух случаях: в случае изменения законодательства о налогах и сборах, а также в случае начала осуществления нового вида деятельности.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрен вопрос о возможности внесения изменений в учетную политику для целей налогообложения прибыли в течение налогового периода.
Учетной политикой является выбранная налогоплательщиком совокупность способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных показателей финансово-хозяйственной деятельности.
Порядок учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов изменяется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах - не ранее чем с момента вступления в силу изменений. Если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике принципы и порядок их отражения.
Таким образом, налогоплательщик вправе вносить изменения в учетную политику в течение налогового периода только в случае изменения законодательства о налогах и сборах, а также в случае начала осуществления нового вида деятельности.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 14 апреля 2009 г. N 03-03-06/1/240
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 26 мая 2009 г. N 20