Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 21 апреля 2009 г. N 03-07-11/111
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросам применения налога на добавленную стоимость в отношении платы за право на заключение договора аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и сообщает следующее.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) передача имущественных прав признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
При этом пунктом 2 статьи 146 и статьей 149 Кодекса установлены перечни операций, соответственно, не признаваемых объектом налогообложения и освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождены операции по реализации услуг, оказываемых государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав, за которые взимаются пошлины и сборы, в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами. В связи с этим арендные платежи за право пользования земельными участками налогом на добавленную стоимость не облагаются.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "подпунктом 17 пункта 2 статьи 149 Кодекса"
Что касается прав на заключение договора аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, то данные права вышеуказанными перечнями не предусмотрены. Поэтому плата за предоставление данных прав включается в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Пунктом 3 статьи 161 Кодекса установлены особенности уплаты налога на добавленную стоимость при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества, а также при реализации (передаче) на территории Российской Федерации имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего казну. В указанных случаях налог на добавленную стоимость в бюджет уплачивают арендаторы и покупатели (получатели) указанного имущества.
При реализации прав на заключение договора аренды земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, особенностей уплаты налога на добавленную стоимость Кодексом не установлено.
Пунктом 2 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в качестве продавца права на заключение договора аренды земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Учитывая изложенное, при осуществлении вышеуказанных операций, по нашему мнению, налогоплательщиками налога на добавленную стоимость являются исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Одновременно сообщаем, что направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающимся# от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснено, что операции по реализации прав на заключение договора аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, облагаются НДС.
В этом случае продавцами выступают органы государственной власти или органы местного самоуправления. Соответственно, они признаются плательщиками НДС.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 21 апреля 2009 г. N 03-07-11/111
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 16 июня 2009 г. N 12