Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 14 мая 2009 г. N 03-03-05/88
См. также письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 30 ноября 2009 г. N 03-03-06/4/101
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 12 декабря 2008 г. N 3-2-06/65 по вопросу о порядке учета в целях налогообложения прибыли выплат в виде вознаграждения руководителям государственных унитарных предприятий и сообщает следующее.
Пунктом 4 Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 г. N 210, установлено, что вознаграждение за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия выплачивается за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия за вычетом средств, направленных на потребление.
Министерство труда Российской Федерации письмом от 28 апреля 1994 г. N 727-РБ разъяснило порядок применения Постановления.
Пунктом 2 указанного письма установлено, что Положение об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 г. N 210, обязательно для применения на государственных предприятиях производственных и непроизводственных отраслей, которые в своей деятельности руководствуются Законом Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности", а также в акционерных обществах, в которых пакет акций, находящийся в государственной собственности, обеспечивает более 50% голосов на собрании акционеров.
Закон Российской Федерации от 25 декабря 1990 г. N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" содержал статью 31 "Руководитель предприятия", в которой были установлены порядок найма (назначения, избрания) руководителя предприятия и условия оплаты его труда.
В настоящее время применяются изданные позднее Федеральные законы "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", "Об акционерных обществах" и иные нормативные правовые акты, регулирующие, в том числе, вопросы назначения руководителя унитарного предприятия (единоличного исполнительного органа) и оплату его труда.
Учитывая изложенное, считаем, что постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 г. N 210 может применяться в части, не противоречащей действующему законодательству.
Согласно статье 145 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) размеры оплаты труда руководителей организаций, определяются по соглашению сторон трудового договора.
Статьей 57 ТК РФ, регламентирующей содержание трудового договора, определено, что трудовым договором должны быть предусмотрены условия оплаты труда (в том числе доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
В целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" в соответствии со статьей 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Пунктом 2 статьи 255 Кодекса к расходам на оплату труда отнесены начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели.
При этом пунктом 21 статьи 270 Кодекса установлено, что в целях налогообложения прибыли не учитываются расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов).
Таким образом, расходы на выплату вознаграждения руководителю за результаты финансово-хозяйственной деятельности, производимые на основании трудового договора, по нашему мнению, могут быть учтены в составе расходов на оплату труда, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, то есть в периоде начисления такого вознаграждения.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснен порядок учета в целях налогообложения прибыли выплат в виде вознаграждения руководителю государственного унитарного предприятия.
К расходам на оплату труда, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, относятся, в том числе, премии за производственные результаты. При этом в расходах не учитываются затраты на выплату вознаграждений, не предусмотренных трудовым договором.
Таким образом, расходы на выплату вознаграждения руководителю за результаты финансово-хозяйственной деятельности, производимые на основании трудового договора, могут быть учтены в составе расходов на оплату труда. Указанные расходы нужно учитывать в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся (в периоде начисления такого вознаграждения).
Следует иметь в виду, что утвержденное в 1994 г. Положение об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов) может применяться в части, не противоречащей действующему законодательству.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 14 мая 2009 г. N 03-03-05/88
Текст письма официально опубликован не был