Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 9 июня 2009 г. N 03-01-15/6-292
Вопрос: Если ККМ не отменяют, то не собираются ли наши законодатели принять закон, в котором они решили запретить ККМ, если им более 7 лет? Выкладывать 20 тысяч рублей за новую машину каждые 7 лет я считаю просто разорительным для мелкого предпринимателя и уж тем более в условиях кризиса. Мои ККМ уж явно могут прослужить более семи лет и ничего с ними не случится или у нас в стране поддерживаются за счет предпринимателей заводы, которые выпускают и обслуживают эти самые машины, чтобы они без работы за нас счет не остались? Достаточно ведь и того, что я ежегодно по 5 тысяч рублей плачу за обслуживание этих машин.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения контрольно-кассовой техники и сообщает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории Российской Федерации применяются модели контрольно-кассовой техники, включенные в Государственный реестр.
На основании пункта 5 статьи 3 указанного закона в случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 17 октября 2006 г. N 436-О рассматривая вопрос о конституционности пункта 5 статьи 3 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" указал, что ведение Государственного реестра контрольно-кассовой техники как совокупности сведений о моделях контрольно-кассовой техники, применяемых на территории Российской Федерации, осуществляется на основании заключений и сертификатов органов, производящих экспертизу и сертификацию моделей контрольно-кассовых машин, заключений по результатам экспертизы технических и функциональных характеристик моделей в соответствии с техническими требованиями к контрольно-кассовым машинам; учитывается также соответствие моделей государственным стандартам, установленным в данной сфере, возможность их адаптации к изменяющимся требованиям по учету денежной выручки, связанных прежде всего с отражением фискальных данных на контрольной ленте и в фискальной памяти комплекса программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов в целях правильного исчисления налогов.
Установление таких правил обусловлено целями недопущения проникновения на российский рынок для приобретения организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, морально устаревшей и более не отвечающей предъявляемым к ней требованиям, защиты интересов производителей, поставщиков и пользователей, а также повышения ответственности поставщиков за соответствие техники эталонным образцам и призвано осуществить должный контроль со стороны налоговых органов за полнотой учета наличных денежных расчетов и формированием налоговой базы предпринимателей.
Вопрос о том, каким конкретно должен быть срок полезного использования (нормативный срок амортизации) контрольно-кассовой техники, должен решаться на основе экономической и учетно-организационной целесообразности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 г. N 436-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Бухаловой Светланы Васильевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 5 статьи 3 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт").
В целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 Кодекса), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 рублей.
В соответствии со статьей 258 Кодекса амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями названной статьи Кодекса и с учетом классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1.
Контрольно-кассовая техника является средством механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда и отнесена к четвертой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно).
Таким образом, в случае исключения модели контрольно-кассовой техники из Государственного реестра в целях определения возможности ее дальнейшего использования следует исходить из нормативного срока амортизации, составляющего до 7 лет включительно, независимо от первоначальной стоимости такой техники.
Вместе с тем, отнесение имущества к амортизируемому имеет значение для целей списания затрат на его приобретение в расходы организаций. В этой связи, полагаем, что порядок определения срока дальнейшей эксплуатации моделей контрольно-кассовой техники, исключенных из Государственного реестра, заслуживает внимания. Однако принципиальным является не срок возможного использования контрольно-кассовой техники исходя из технических характеристик, а ее соответствие действующим требованиям, предъявляемым к технике, в частности, по эксплуатации в фискальном режиме, обеспечению некорректируемой регистрации информации, энергонезависимому долговременному хранению информации и другим.
Учитывая изложенное, предложение об увеличении срока амортизации для целей использования контрольно-кассовой техники, исключенной из Государственного реестра, или продлении срока ее эксплуатации на срок, определенный лицом, обеспечивающим производство, распространение и техническую поддержку соответствующей модели контрольно-кассовой техники, не поддерживается.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъясняется, что если модель контрольно-кассовой техники (ККТ) исключается из госреестра для определения возможности ее дальнейшего использования, то следует исходить из нормативного срока амортизации. Он составляет до 7 лет включительно, независимо от первоначальной стоимости такой техники.
При этом Минфин России не поддерживает предложение увеличить срок амортизации для целей использования ККТ, исключенной из госреестра, или продлить срок ее эксплуатации на срок, определенный лицом, обеспечивающим производство, распространение и техническую поддержку соответствующей модели ККТ.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 9 июня 2009 г. N 03-01-15/6-292
Текст письма официально опубликован не был