Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 10 июня 2009 г. N 03-11-06/2/97
Вопрос: В рамках проводимых в Челябинской области мер по финансовому оздоровлению экономики и снижению влияния мирового финансового кризиса на малое предпринимательство в Челябинской области разработан и готовится к принятию проект закона области "О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории Челябинской области".
В связи с неоднозначным толкованием отдельных норм статьи 346.25.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и отсутствием в Челябинской области правоприменительной практики по упрощенной системе налогообложения на основе патента прошу Вас высказать мнение по следующим вопросам:
1. Пунктом 7 статьи 346.25.1 НК РФ предусматривается, что если вид предпринимательской деятельности, предусмотренный пунктом 2 статьи 346.25.1 НК РФ, входит в перечень видов предпринимательской деятельности, установленный пунктом 2 статьи 346.26 НК РФ, размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по данному виду предпринимательской деятельности не может превышать величину базовой доходности, установленной статьей 346:29 НК РФ в отношении соответствующего вида предпринимательской деятельности, умноженную на 30. При этом корректировка предельной величины базовой доходности на количество физических показателей статьей 346.25.1 НК РФ не предусмотрена.
В случае если в законе субъекта Российской Федерации о применении на его территории упрощенной системы налогообложения на основе патента данная норма будет применена к видам деятельности "общественное питание" и "автотранспортные услуги", создастся ситуация, при которой нарушится одно из основных начал законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации (статья 3 НК РФ) о необходимости экономического основания налогов и недопустимости установления их произвольных размеров. 30-кратный размер базовой доходности, установленной статьей 346.29 для видов деятельности, для которых установлены физические показатели, отличные от количества работников, не учитывает особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе величины получаемых субъектами предпринимательства доходов, и бюджетной эффективности, ущемляет права налогоплательщиков, применяющих иные системы налогообложения, и налогоплательщиков, зарегистрированных в иных, нежели ИПБОЮЛ, организационно-правовых формах, может привести к теневым схемам использования труда неоформленных в штат работников.
В частности, в городе Челябинске при средней площади зала обслуживания предприятий общественного питания 110 кв. м единый налог на вмененный доход составляет в месяц для организаций общественного питания, имеющих залы обслуживания посетителей, от 6 000 рублей до 15 000 руб., в то время как месячная стоимость патента для данных организаций общественного питания составит 150 рублей. Единый налог на вмененный доход при оказании автотранспортных услуг по перевозке пассажиров составляет в месяц от 1 500 рублей до 2 800 рублей, а месячная стоимость патента - 225 рублей.
Проведенный анализ показывает, что при введении патента налоговая нагрузка на предпринимателей, оказывающих услуги общественного питания через стационарные объекты (рестораны, кафе, бары), может необоснованно снизиться в несколько десятков раз, в то время как налоговая нагрузка на предпринимателей, оказывающих услуги общепита через нестационарную сеть (без залов обслуживания посетителей), не изменится. Это создаст дискриминационные условия для предпринимателей, оказывающих услуги общепита через нестационарную сеть, при которых они будут поставлены в неравное положение по сравнению с более прибыльными хозяйствующими субъектами в сфере общественного питания.
Возможно ли для соблюдения в законе субъекта Российской Федерации о применении на его территории упрощенной системы налогообложения на основе патента принципа фактической способности налогоплательщика к уплате налогов и при наличии экономического обоснования не применять 30-кратный размер базовой доходности, установленной статьей 346.29 НК РФ, при установлении размера потенциально возможного годового дохода для видов деятельности, для которых статьей 346.29 НК РФ установлены физические показатели, отличные от количества работников, или корректировать предельную величину базовой доходности на количество физических показателей (например, на среднюю площадь зала обслуживания для организаций общепита)?
2. В соответствии со статьей 346.27 НК РФ услуги по изготовлению мебели и строительству индивидуальных жилых домов не переведены на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, и, следовательно, требования пункта 7 статьи 346.25.1 НК РФ о 30-кратном размере базовой доходности, установленной статьей 346.29 НК РФ, на них не распространяются. В то же время услуги по ремонту мебели и ремонту жилья переведены на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. В связи с тем, что статьей 346.25.1 НК РФ допускается дифференциация размера потенциально возможного годового дохода в зависимости от особенностей ведения предпринимательской деятельности, возможно ли в рамках видов деятельности "ремонт и изготовление мебели" и "ремонт и строительство жилья и других построек" следующее их разделение: "изготовление и ремонт мебели: изготовление мебели; ремонт мебели" и "ремонт и строительство жилья и других построек: строительство индивидуальных домов; ремонт и строительство других построек, ремонт жилья" - с установлением дифференцированных размеров потенциально возможного годового дохода по каждому из видов деятельности?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики на письмо от 23.04.2009 N 560/ВМ о порядке применения упрощенной системы налогообложения на основе патента, на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 346.25.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) решение о возможности применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территориях субъектов Российской Федерации принимается законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 346.25.1 Кодекса размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода устанавливается на календарный год законами субъектов Российской Федерации по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которому разрешается применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента.
В связи с этим установление размера потенциально возможного дохода по отдельным подвидам деятельности противоречит указанной норме статьи 346.25.1 Кодекса.
В то же время в соответствии с названным пунктом статьи 346.25.1 Кодекса при установлении размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода на календарный год допускается дифференциация такого годового дохода с учетом особенностей и места ведения предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. К особенностям ведения предпринимательской деятельности можно отнести ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность осуществления деятельности, режим работы и др.
Что касается применения норм пункта 7 названной статьи Кодекса, касающихся взаимоувязки размера потенциально возможного дохода с размером базовой доходности, когда вид деятельности, облагаемый в рамках упрощенной системы налогообложения на основе патента совпадает с видом предпринимательской деятельности, переведенной на уплату единого налога на вмененный доход, то данная проблема будет решаться при совершенствовании упрощенной системы налогообложения на основе патента в соответствии с Основными направлениями налоговой политики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов, одобренными Правительством Российской Федерации (протокол заседания Правительства Российской Федерации от 25.05.2009 N 16).
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснены некоторые нюансы применения индивидуальным предпринимателем УСН на основе патента.
По каждому из видов предпринимательской деятельности, по которому применяется УСН на основе патента, законами субъектов Российской Федерации на календарный год устанавливается размер потенциально возможного к получению годового дохода.
Определять его по подвидам деятельности не представляется возможным. Однако допускается его дифференциация с учетом особенностей и места ведения деятельности.
Дополнительно разъяснен вопрос, касающийся взаимоувязки размера потенциально возможного дохода с размером базовой доходности, когда вид деятельности, облагаемый в рамках УСН на основе патента, совпадает с видом деятельности, переведенного на уплату ЕНВД.
Минфин России сообщает, что данная проблема будет решаться при совершенствовании УСН на основе патента в соответствии с Основными направлениями налоговой политики на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг., одобренными Правительством РФ.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10 июня 2009 г. N 03-11-06/2/97
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь", июль 2009 г., N 26