Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 22 июня 2009 г. N 03-07-05/22
Вопрос: В связи с возрастанием в последнее время случаев непогашения или несвоевременного погашения заемщиками ссудной или приравненной к ней задолженности, а также ростом просроченной задолженности и необходимостью создания резервов под указанную задолженность, банки заключают соглашения с заемщиками о предоставлении отступного по заложенному имуществу взамен исполнения обязательства уплатой денег.
Учитывая, что письма Министерства финансов РФ по указанному выше вопросу дают противоречивые разъяснения, ОАО обращается к Вашему ведомству, с просьбой дать разъяснения по порядку применения главы 21 НК РФ.
Учетной политикой Банка установлено: "Суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные Банку при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, либо фактически уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам) включаются в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль. При этом, вся сумма налога, полученная Банком при дальнейшей реализации приобретенного имущества, подлежит уплате в бюджет".
Согласно методологическим основам бухгалтерского учета сделки отступного в банке-кредиторе заключаются в следующем:
- операции подлежат отражению в бухгалтерском учете по рыночной цене имущества, по состоянию на дату перехода права собственности на предмет отступного от заемщика к кредитору;
- при постановке на учет, приобретенное имущество (имущественные права) отражается в сумме прекращенных обязательств заемщика (должника) по договору на предоставление (размещение) денежных средств.
Может ли Банк при принятии к учету имущества в виде отступного, предназначение которого - "реализация без использования в банковской деятельности", учитывать НДС в стоимости имущества независимо от того, что в учетной политике определен метод учета: по пункту 5 статьи 170 НК РФ, поскольку имущество не находится в эксплуатации, не используется и не будет использоваться в дальнейшем в деятельности банка? В дальнейшем, при реализации такого имущества, налоговая база по НДС будет определяться по общему правилу, в соответствии с пунктом 3 статьи 154 НК РФ - только с разницы между ценой реализуемого имущества и его балансовой стоимостью.
В противном случае получается парадоксальная ситуация:
Заемщик своим имуществом расплатится по своим обязательствам полностью, у него произойдет реализация по соглашению об отступном, полученный от Банка НДС он уплатит в бюджет.
Банк же уплаченный НДС отнесет на расходы, а затем, при реализации - перечислит в бюджет.
Учитывая, что Банк приобретает имущество в виде отступного, с тем, чтобы не наращивать резервы по выданным кредитам Банка, а также с тем, чтобы не усугублять без того тяжелое финансовое состояние заемщика, насчитывая на просроченную задолженность повышенные проценты и штрафные санкции, сам же Банк тем самым попадает в не менее тяжелую ситуацию, если будет следовать пункту 5 статьи 170 НКРФ.
Ответ: В связи с вашим письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость при реализации имущества, полученного банком по соглашению о предоставлении отступного, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как разница между ценой реализуемого имущества, исчисляемой с учетом положений статьи 40 Кодекса, с учетом налога на добавленную стоимость, акцизов (для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок) при реализации имущества, подлежащего учету с учетом уплаченного налога на добавленную стоимость.
Согласно пункту 5 статьи 170 Кодекса банки имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). Указанные суммы налога учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе прочих расходов в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса при условии соответствия критериям, предусмотренным статьей 252 данной главы Кодекса.
Таким образом, банки, применяющие для целей исчисления налога на добавленную стоимость нормы пункта 5 статьи 170 Кодекса, не учитывают в стоимости имущества суммы налога по полученному по соглашению о предоставлении отступного имуществу, а включают указанные суммы налога в затраты при исчислении налога на прибыль организаций. При этом указанный порядок применяется в отношении имущества, как используемого для осуществления банковской деятельности, так и предназначенного для перепродажи.
В связи с этим, по нашему мнению, не имеется оснований для применения банками порядка определения налоговой базы, установленного пунктом 3 статьи 154 Кодекса, при реализации имущества, полученного по соглашению о предоставлении отступного.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России N 03-02-07/2-138 от 07.08.2007 г. направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно рассматриваемой в письме ситуации заемщик в качестве отступного передал банку определенное имущество. При этом сумма НДС, включенная в стоимость этого имущества, была отнесена банком к затратам, учитываемым при налогообложении прибыли.
Минфин пояснил, что в случае последующей реализации указанного имущества банком должен применяться общий порядок исчисления налоговой базы по НДС.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 22 июня 2009 г. N 03-07-05/22
Текст письма официально опубликован не был