С 1 января 2010 г. Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ глава 24 "Единый социальный налог" НК РФ отменена. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и территориальные фонды обязательного медицинского страхования регулируется Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ
Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо по вопросу налогообложения единым социальным налогом выплат, производимых в пользу физических лиц - российских и иностранных граждан, и сообщает следующее.
Согласно статье 8 Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2003 года утратила силу норма пункта 2 статьи 239 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в соответствии с которой освобождались от уплаты единого социального налога налогоплательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 Кодекса, с подлежащих налогообложению выплат и иных вознаграждений, выплачиваемых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, в случае, если такие иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации или условиями договора с работодателем не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществляемые соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, фондов обязательного медицинского страхования - в части, зачисляемой в тот фонд, на выплаты из которого данный иностранный гражданин или лицо без гражданства не обладает правом.
Таким образом, поскольку с 1 января 2003 года Кодекс не содержит норм, определяющих особенности налогообложения единым социальным налогом выплат, производимых в пользу иностранных граждан, налогообложение данной категории граждан осуществляется в общеустановленном порядке.
При этом статьей 235 Кодекса определено, что налогоплательщиками единого социального налога признаются, в том числе, организации, производящие выплаты физическим лицам.
Согласно статье 11 Кодекса под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).
В соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Пунктом 3 статьи 55 ГК РФ установлено, что представительства и филиалы российских организаций не являются юридическими лицами.
Объектом налогообложения единым социальным налогом для организаций в соответствии со статьей 236 Кодекса признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 Кодекса), а также по авторским договорам.
Принимая во внимания положения Кодекса, если российская организация осуществляет деятельность за пределами Российской Федерации через филиал или представительство, такая российская организация (самостоятельно, но не филиал или представительство) является плательщиком единого социального налога по всему объему выплат, осуществляемых физическим лицам (российским и иностранным гражданам), исполняющим свои трудовые обязанности в соответствии с заключенными трудовыми договорами либо получающими иные вознаграждения по гражданско-правовым договорам, а также авторским договорам.
Одновременно ФНС России обращает внимание, что с выплат в пользу указанных выше загранработников (как граждан России, так и иностранных граждан) могут взиматься социальные налоги (взносы) в соответствии с законодательством страны пребывания.
При этом положения соглашений об избежании двойного налогообложения, действующих в отношениях между Российской Федерацией и иностранными государствами, не распространяются на единый социальный налог.
Государственный советник |
К.В. Седов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснены особенности уплаты ЕСН российской организацией, осуществляющей деятельность за границей через филиал или представительство.
Такая организация сама (но не филиал или представительство) является плательщиком ЕСН по всем выплатам, которые производятся в пользу физических лиц (российских и иностранных граждан) по трудовым, гражданско-правовым и авторским договорам.
С выплат в пользу указанных загранработников (как российских, так и иностранных граждан) могут взиматься социальные налоги (взносы) в соответствии с законодательством страны пребывания.
При этом на ЕСН не распространяются соглашения об избежании двойного налогообложения, действующие в отношениях между Россией и иностранными государствами.
Письмо Федеральной налоговой службы от 18 мая 2007 г. N СК-8-26/428@ "О налогообложении единым социальным налогом"
Текст письма официально опубликован не был