Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 6 июля 2009 г. N 03-02-07/1-342
Вопрос: По результатам повторной выездной налоговой проверки, проведенной вышестоящим налоговым органом в 2009 году, выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, не обнаруженные при проведении первоначальной налоговой проверки, которая была завершена в 2007 году. Налогоплательщику предложено уплатить сумму налогов, пени и штрафов. Правомерно ли требование налогового органа в части применения по результатам повторной выездной налоговой проверки указанных штрафных санкций? Действует ли в данном случае вывод, сделанный в постановлении Конституционного Суда РФ от 17.03.2009 N 5-П?
Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо от 21.05.2009 N 21 по вопросу о применении абзаца седьмого пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщается следующее.
Абзацем седьмым пункта 10 статьи 89 Кодекса предусмотрено, что если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.
Указанное положение Кодекса в силу пункта 12 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ применяется к правоотношениям, возникающим в связи с проведением повторной налоговой проверки, в случае, если решение о проведении первоначальной выездной налоговой проверки было принято после 1 января 2007 года.
Учитывая, что из вашего письма неясно, когда налоговым органом было принято решение о проведении первоначальной выездной налоговой проверки организации, не представляется возможным сделать вывод о правомерности начисления налоговым органом штрафных санкций по результатам повторной выездной налоговой проверки.
Вывод, сделанный Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 17.03.2009 N 5-П, относится к случаю, когда вышестоящий налоговый орган принимает решение, влекущее изменение прав и обязанностей налогоплательщика, определенных не пересмотренным и не отмененным в установленном процессуальным законом порядке судебным актом, принятым по спору того же налогоплательщика и нижестоящего налогового органа.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрена ситуация, когда в ходе повторной выездной налоговой проверки выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах. При первоначальной проверке факта их совершения установлено не было.
Исходя из норм НК РФ, в данной ситуации налоговые санкции к налогоплательщику не применяются. Исключения составляют случаи, когда неустановление факта нарушения явилось результатом сговора между проверяемым и должностным лицом налогового органа.
Правило действует, если решение о первоначальной проверке принято после 1 января 2007 г.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 6 июля 2009 г. N 03-02-07/1-342
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 11 августа 2009 г. N 29, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 22 сентября 2009 г. N 18