Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 9 июля 2009 г. N 03-03-06/1/454
Вопрос: Просим Вас дать разъяснение по следующему вопросу.
Наша организация в 2007 году ввела в эксплуатацию объект основных средств - локальную сеть. При переезде эта локальная сеть осталась в старом офисе, ее демонтаж не производился в связи с тем, что данная сеть не могла быть использована в новом офисе, т.е. данное основное средство не способно приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Комиссией было принято решение данное основное средство списать с баланса предприятия, а остаточную стоимость признать прочим расходом в виде остаточной стоимости основного средства на момент его выбытия в результате ликвидации и включить сумму недоначисленной амортизации во внереализационные расходы организации на основании п. 31 ПБУ 6/01, п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 05.05.1999 N 33н.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "06.05.1999"
1. Правомерно ли будет учесть остаточную стоимость ликвидируемого основного средства в составе внереализационных расходов для целей бухгалтерского учета, (ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н)?
2. Правомерно ли будет учесть остаточную стоимость ликвидируемого основного средства в составе внереализационных расходов для целей налогового учета (пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ)?
3. Имеет ли право организация не восстанавливать НДС с остаточной стоимости ликвидируемого основного средства, т.к. налоговым законодательством не предусмотрена обязанность по восстановлению и уплате в бюджет НДС при списании недоамортизированных основных средств в связи с их ликвидацией?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 11.03.2009 N 1102 по вопросу учета для целей налогообложения прибыли доходов и расходов, связанных с ликвидацией не полностью самортизированного основного средства, и исходя из содержащейся в письме информации сообщает следующее.
В целях налогового учета списание не полностью амортизированного имущества возможно при его реализации или ликвидации.
Ликвидация объектов выводимых из эксплуатации основных средств осуществляется в результате:
- списания в случае морального и (или) физического износа;
- ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, вызванных форсмажорными обстоятельствами;
- по другим аналогичным причинам.
Списание основного средства оформляется приказом руководителя организации и актом о списании (ликвидации) основных средств, подписанным членами ликвидационной комиссии.
Акт должен содержать: год создания объекта, дату поступления на предприятие, дату ввода в эксплуатацию, первоначальную стоимость объекта (для переоцененных - восстановительную), сумму начисленного износа, количество проведенных капитальных ремонтов, причины списания и возможность использования как самого объекта, так и отдельных его узлов и деталей.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли организаций расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, включаются в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 7 статьи 272 Кодекса датой осуществления внереализационных расходов признается дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода.
Таким образом, при списании (ликвидации) не полностью самортизированного имущества остаточная стоимость учитывается в составе внереализационных расходов, которые учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций единовременно на дату подписания ликвидационной комиссией акта о выполнении работ по ликвидации основного средства.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указано, что при списании (ликвидации) не полностью самортизированного имущества его остаточная стоимость учитывается в составе внереализационных расходов. Такие расходы принимаются единовременно на дату подписания ликвидационной комиссией акта о выполнении работ по ликвидации основного средства.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 9 июля 2009 г. N 03-03-06/1/454
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 8 сентября 2009 г. N 17