Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 19 июня 2009 г. N 03-02-07/1-321
Вопрос: В соответствии с положениями законодательства РФ (в т.ч. ст. 101 Налогового кодекса РФ) представляется, что:
- если по результатам налоговой проверки акт налоговой проверки не был составлен, то проверка является состоявшейся и правонарушений не обнаружено;
- составление и последующее обсуждение с налогоплательщиком отдельного Акта, по результату рассмотрения Дополнительных мероприятий налогового контроля и возражений налогоплательщика на этот акт, являются обязательным элементом налоговой проверки для налоговых органов и невыполнение этих действий налоговым органом, является существенным нарушением Налогового кодекса РФ и прав налогоплательщика, влекущим отмену Решения налогового органа, принятого по результату выездной налоговой проверки.
В связи с вышеизложенным, просим разъяснить, обязан ли налоговый орган:
1. после проведения Дополнительных мероприятий налогового контроля по выездной налоговой проверке, проводимой согласно ст. 101 НК РФ, составлять Акт (далее - Дополнительный Акт), фиксирующий все выявленные в ходе проведения Дополнительных мероприятий налогового контроля новые доказательства, подтверждающие вину налогоплательщика в нарушении налогового законодательства;
2. вызвав налогоплательщика для обсуждения результатов Дополнительных мероприятий налогового контроля, ознакомить налогоплательщика с этим Дополнительным Актом, фиксирующим новые доказательства вины налогоплательщика, под расписку;
3. вручить налогоплательщику копию этого Дополнительного Акта и предоставить налогоплательщику право, возможность и время на предоставление письменных доказательств и возражений на Дополнительный Акт, предоставить налогоплательщику возможность, после того, как налогоплательщик ознакомится с Дополнительным Актом, обсудить эти письменные возражения налогоплательщика с налоговым органом.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 20 мая 2009 года N 109 о вынесении решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки и сообщает.
В соответствии со статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации, далее - Кодекс, акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку.
Пунктом 6 статьи 101 Кодекса предусмотрено, что в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.
В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения.
В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 Кодекса, допрос свидетеля (статья 90 Кодекса), проведение экспертизы (статья 95 Кодекса). Каждое из указанных мероприятий оформляется в соответствии с требованиями Кодекса (протоколом допроса свидетеля, постановлением о проведении экспертизы и т.п.).
Таким образом, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, выносит решение по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, включая результаты дополнительных мероприятий налогового контроля.
При этом руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
Учитывая изложенное, полагаем, что налоговыми органами должно быть обеспечено в установленном порядке участие налогоплательщика, в отношении которого проводилась налоговая проверка (лично и (или) через его представителя), в процессе рассмотрения материалов проверки, включая материалы, полученные в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля. При этом налогоплательщику должна быть обеспечена возможность представления, в том числе в письменной форме, возражений по материалам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля.
Согласно пункту 14 статьи 101 Кодекса нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрены некоторые особенности проведения налоговой проверки.
Акт и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой выявлены нарушения налогового законодательства, а также письменные возражения проверяемого должны быть рассмотрены руководителем (его заместителем) органа, проводившего такую проверку.
Для получения доказательств совершения правонарушения можно провести дополнительные мероприятия в срок, не превышающий 1 месяц.
В рамках мероприятий могут истребоваться документы, проводиться экспертиза.
О проведении дополнительных мероприятий проверяемое лицо должно обязательно извещаться.
Кроме того, оно вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки (в том числе полученных в ходе дополнительных мероприятий) лично или через своего представителя, представлять объяснения и возражения.
Нарушение условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (об отказе в привлечении к ответственности).
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 19 июня 2009 г. N 03-02-07/1-321
Текст письма официально опубликован не был