В связи с поступающими вопросами о применении приказа Минэкономразвития России от 5 декабря 2008 г. N 427 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд" (далее - Приказ) Минэкономразвития России и ФАС России направляют настоящие разъяснения по отдельным вопросам.
Вопрос 1. Распространяются ли положения Приказа на торги, объявленные до вступления его в силу?
Ответ. Статья 4 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет общие принципы действия гражданского законодательства во времени, а именно: "Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.".
Таким образом, в случае, если заказчиком до вступления в силу Приказа, объявлены торги, предусматривающие поставку товаров, указанных в пункте 1 Приказа, то заказчик обязан завершить процедуру размещения заказа без учета положений Приказа. С целью учета положений Приказа заказчик вправе внести соответствующие изменения в конкурсную документацию и документацию об аукционе по торгам, объявленным до вступления в силу Приказа не позднее, чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе (аукционе), продлив срок подачи заявок в порядке, установленном Законом.
Вопрос 2. В каких случаях предоставляются преференции участникам размещения заказов, заявки которых содержат предложения о поставке товаров российского происхождения?
Ответ. Преференции участникам размещения заказов, заявки которых содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, предоставляются при одновременном соблюдении следующих условий:
1) заказ размещается путем проведения конкурса или аукциона;
2) предметом государственного или муниципального контракта является поставка товаров, указанных в пункте 1 Приказа (при этом в состав конкурса, аукциона (лота) включены только товары, указанные в Приказе);
3) в конкурсной документации (документации об аукционе) установлен приоритет товарам российского происхождения по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства;
4) к участию в торгах допущены более одного участника размещения заказа или более одного участника аукциона участвовали в аукционе. При этом не менее, чем одна заявка на участие в торгах участника, допущенного к участию в торгах, содержит предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, указанных в пункте 1 Приказа, и не менее, чем одна заявка на участие в торгах участника, допущенного к участию в торгах, содержит предложение о поставке товаров российского происхождения.
Таким образом, преференции участникам размещения заказов, заявки которых содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, не предоставляются, в частности, в следующих случаях:
- заказ размещается путем проведения открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии со статьей 55 Закона;
- если заявки участников конкурса, участников аукциона содержат предложения только о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или в аукционе участвовали только участники аукциона, заявки на участие в аукционе которых содержат предложения о поставке товаров, указанных в пункте 1 приказа и происходящих из иностранных государств;
- в составе одного конкурса (лота) или одного аукциона (лота) предполагается к поставке несколько видов товаров, часть из которых включена в перечень товаров, на которые предоставляются преференции в соответствии с пунктом 1 Приказа, а часть - не включена;
- в составе одного конкурса (лота) или одного аукциона (лота) предполагается к поставке несколько видов товаров, и участник конкурса или участник аукциона, признанный победителем аукциона, в своей заявке предлагает поставить товары, указанные в пункте 1 Приказа, часть из которых является товарами российского происхождения, а часть - иностранного происхождения (смешанный лот) и т.д.
Вопрос 3. Предоставляются ли преференции участникам размещения заказов, заявки которых содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, при проведении конкурса или аукциона на поставку товаров для нужд обороны страны и безопасности государства?
Ответ. Принимая во внимание, что положения Приказа не содержат исключений в отношении поставки товаров для нужд обороны страны и безопасности государства, то в случае, если государственный заказчик размещает заказ на поставку товаров, указанных в пункте 1 Приказа, в том числе для нужд обороны страны и безопасности государства, он обязан применять положения Приказа.
Вопрос 4. Каков порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе по критерию "цена контракта" участников размещения заказа, заявки которых содержат предложения о поставке товаров, указанных в пункте 1 Приказа, происходящих из иностранных государств?
Ответ. В соответствии с пунктом 3 Приказа при размещении заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе, которые содержат предложения о поставке товаров, указанных в пункте 1 Приказа, происходящих из иностранных государств, по критерию "цена контракта" производятся с применением повышающего 15 процентного коэффициента от начальной (максимальной) цены государственного (муниципального) контракта к цене контракта, предложенной в указанных заявках.
При этом в случае, если с учетом применения повышающего 15 процентного коэффициента цена, предложенная участником размещения заказа, превышает начальную (максимальную) цену государственного (муниципального контракта), то для целей оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе цена такого участника конкурса приравнивается к начальной (максимальной) цене контракта.
Пример.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 000 000 рублей.
Заявка N 1 (российский товар) - 800 000 рублей.
Заявка N 2 (товар иностранного происхождения) - 700 000 рублей.
Показатели по критерию "функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара" в заявках N 1 и N 2 одинаковые.
Критерии оценки: 80% - цена контракта (=0,8);
20% - функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара (=0,2).
Рекомендуемая формула оценки и сопоставления заявок по критерию "цена контракта":
Для поставщиков, предлагающих российские товары:
Для поставщиков, предлагающих товары иностранного происхождения:
При этом, если , то принять равным нулю.
где:
- рейтинг, присуждаемый i-ой заявке на участие в конкурсе по критерию "цена контракта";
- начальная (максимальная) цена контракта, установленная в конкурсной документации;
- предложение i-го участника конкурса по цене контракта;
- весовой коэффициент критерия "цена контракта".
Таким образом, рейтинг участника конкурса N 1 (российский товар) равняется:
Рейтинг участника конкурса N 2 (товар иностранного происхождения) равняется:
Далее осуществляется оценка и сопоставление заявок по иным критериям, указанным в конкурсной документации (см. применение Таблица 1).
Таблица 1
Рейтинг по критериям |
Критерии установленные заказчиком |
Предложения поставщиков |
||
Весовой коэффициент |
Максимальное значение |
Предложение N 1 (российский товар) |
Предложение N 2 (товар иностранного происхождения) |
|
H_"1" = 800 000 руб. |
H_"2" = 700 000 руб. |
|||
по критерию "цена контракта" (Bh) |
Kh_i = 0,8 |
H_max = 1 000 000 руб |
Bh_"1" = 0,16 |
Bh_"2" = 0,12 |
по критерию "функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара" (Вa) |
Ка_i = 0,2 |
А_max = 100 баллов |
Решением конкурсной комиссии А_"1" = 100 баллов
Ba_"1" = 0,2 |
Решением конкурсной комиссии А_"2" = 100 баллов
Ва_"2" = 0,2 |
Итоговый рейтинг В_i = Bh + Ba |
0,26 |
0,22 |
||
Результаты конкурса |
1 |
2 |
Государственный или муниципальный контракт с победителем конкурса заключается по цене, указанной в его заявке (таким образом, преференция применяется только для целей оценки и сопоставления заявок).
В случае, если несколькими участниками конкурса, предложившими лучшие условия исполнения контракта, в заявках которых содержатся предложения о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, указанных в пункте 1 Приказа, и участниками конкурса, в заявках которых содержатся предложения о поставке соответствующих товаров российского происхождения, представлены одинаковые условия исполнения контракта с учетом предоставления преференции, государственный или муниципальный контракт заключается с участником конкурса, в заявке которого содержится предложение о поставке товаров российского происхождения (сноска к пункту 3 Приказа).
Вопрос 5. Каков порядок предоставления преференций при проведении аукционов?
Ответ. Размещение заказа на поставку товаров, указанных в пункте 1 Приказа, путем проведения аукциона осуществляется в соответствии с процедурами, предусмотренными главой 3 Закона.
В соответствии с пунктом 4 Приказа в случае, если победителем аукциона признан участник аукциона, заявка которого содержит предложение о поставке товара, указанного в пункте 1 Приказа, происходящего из иностранного государства, государственный (муниципальный) контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15% от начальной (максимальной) цены государственного (муниципального) контракта.
Пример.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 000 000 рублей.
Победитель аукциона - участник аукциона, заявка которого содержит предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства.
Цена, предложенная победителем аукциона, - 500 000 рублей.
Цена, по которой будет заключаться государственный или муниципальный контракт с таким победителем, с учетом предоставления преференции определяется по следующей формуле:
где:
Bh - цена, по которой будет заключаться государственный или муниципальный контракт с победителем аукциона, заявка которого содержит предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства;
- начальная (максимальная) цена контракта, установленная в документации об аукционе;
Н - цена контракта, предложенная победителем аукциона.
Таким образом, государственный или муниципальный контракт с победителем аукциона будет заключаться по цене:
Вопрос 6. Необходимо ли корректировать цену государственного или муниципального контракта в случае, если заключается государственный или муниципальный контракт с участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, или участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, если победитель конкурса или аукциона признан уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта или государственный или муниципальный контракт с поставщиком расторгнут по решению суда в связи с существенным нарушением им государственного или муниципального контракта?
Ответ. В случае, если государственный или муниципальный контракт заключается с участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, если победитель конкурса признан уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта или государственный или муниципальный контракт с поставщиком расторгнут по решению суда в связи с существенным нарушением им государственного или муниципального контракта, и в заявке участника конкурса, которому присвоено второе место, содержится предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 Приказа, происходящих из иностранных государств, цена государственного или муниципального контракта не корректируется, так как при размещении заказа путем проведения конкурса преференция уже была учтена при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе (см. вопрос 4).
В случае, если государственный или муниципальный контракт заключается с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, если победитель аукциона признан уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта или государственный или муниципальный контракт с поставщиком расторгнут по решению суда в связи с существенным нарушением им государственного или муниципального контракта, и в заявке участника аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, содержится предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 Приказа, происходящих из иностранных государств, цена государственного или муниципального контракта должна быть снижена на 15% от начальной (максимальной) цены государственного или муниципального контракта. (При этом в случае расторжения государственного или муниципального контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком своих обязательств по такому контракту, заказчик вправе заключить контракт с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, только с согласия такого участника размещения заказа).
Вопрос 7. Какие документы, подтверждающие страну происхождения товара, заказчик вправе требовать от участника размещения заказа в составе заявки на участие в конкурсе или аукционе?
Ответ. В соответствии с пунктом 6 Приказа в конкурсной документации, документации об аукционе рекомендуется устанавливать требование об указании (декларировании) участником конкурса (участником аукциона) в заявке на участие в конкурсе (заявке на участие в аукционе) страны происхождения товара.
Таким образом, если в конкурсной документации (документации об аукционе) установлено требование об указании (декларировании) участником торгов в своей заявке страны происхождения товара, участник торгов обязан в составе заявки на участие в торгах продекларировать страну происхождения предлагаемых к поставке товаров. Если в заявке на участие торгах участника размещения заказа не указана страна происхождения товара, предлагаемого к поставке, при рассмотрении заявок на участие торгах такой участник не допускается конкурсной (аукционной) комиссией к участию в торгах. Требовать от участника торгов в составе заявки какие-либо документы, подтверждающие страну происхождения товара, заказчик не вправе.
В случае, если в конкурсной документации (документации об аукционе) не содержится требование об указании (декларировании) участником торгов страны происхождения товара, заказчик не вправе отклонять заявку участника размещения заказа, в которой не указана страна происхождения товара, предлагаемого к поставке. При этом преференции участникам размещения заказа, не указавшим страну происхождения в заявке на участие в торгах, не предоставляются.
Вопрос 8. Какие документы, подтверждающие страну происхождения товара, при исполнении государственного или муниципального контракта обязан представить поставщик, с которым заключен государственный или муниципальный контракт?
Ответ. Страна происхождения товара подтверждается при исполнении государственного или муниципального контракта путем декларирования поставщиком, с которым заключен государственный или муниципальный контракт, например, в акте сдачи-приемки товара.
Также в целях подтверждения страны происхождения товара поставщик обязан представить иные документы, подтверждающие, что товар произведен на территории Российской Федерации, если наличие такого документа предусмотрено законодательством Российской Федерации и такие документы в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются вместе с товаром.
Вопрос 9. Как определяется страна происхождения товара, если в декларации или документе, подтверждающем страну происхождения товара, указаны две страны?
Ответ. Товар считается произведенным на территории Российской Федерации, если в декларации или документе, подтверждающем страну происхождения товара, указано, что производство товара полностью или частично осуществлено на территории Российской Федерации.
Таким образом, указание в декларации или документе, подтверждающем страну происхождения товара, о том, что, например, в той или иной стране осуществлялась сортировка, переупаковка, контроль качества товара, то это не является определяющим при определении страны происхождения товара.
Просим довести данное письмо до сведения всех подведомственных государственных и муниципальных заказчиков.
Статс-секретарь - |
А.В. Попова |
Статс-секретарь - |
А.Ю. Цариковский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
При размещении заказов для государственных или муниципальных нужд на поставку некоторых товаров поставщики российских товаров имеют преимущество перед поставщиками иностранных товаров. Такой порядок установлен для продукции сельского хозяйства и охотничьего промысла, пищевых продуктов и напитков, текстильных изделий, продукции металлургической промышленности, медицинской аппаратуры и др.
Если заказ размещается путем проведения аукциона и в нем победил поставщик иностранных товаров, то контракт с ним заключается по предложенной им цене, сниженной на 15% от цены контракта. В случае, когда проводится конкурс, заявка такого поставщика оценивается с применением к предложенной им цене повышающего 15 процентного коэффициента. Если при этом предложенная цена превышает максимальную цену контракта, то она считается равной последней.
Разъяснено, что если торги были объявлены до вступления этих правил в силу, то заказчик обязан завершить процедуру размещения заказа без учета новых положений. Исключение составляют случаи, когда заказчик вносит изменения в документацию по торгам не позднее, чем за 5 дней до окончания подачи заявок.
Заказчик не вправе требовать от участника торгов в составе заявки документы, подтверждающие страну происхождения товара (она просто декларируется). При этом участникам, не указавшим страну происхождения в заявке, преференции не предоставляются. Приведены условия предоставления преференций поставщикам российских товаров и случаи, когда они не предоставляются.
Для подтверждения страны происхождения при исполнении контракта поставщик декларирует ее (например, в акте сдачи-приемки товара), а также предоставляет декларацию или сертификат о происхождении товара, если их наличие предусмотрено таможенным законодательством.
Приведен пример оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе по критерию "цена контракта" поставщиков российских и иностранных товаров.
Письмо Минэкономразвития РФ и Федеральной антимонопольной службы от 5 мая 2009 г. NN 6989-АП/Д05, АЦ/13195 "О разъяснении вопросов, связанных с применением приказа Минэкономразвития России от 5 декабря 2008 г. N 427 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд"
Текст письма официально опубликован не был