Приказ Минюста РФ от 4 июня 2009 г. N 173
"Об утверждении Положения о Департаменте международного права и сотрудничества"
13 ноября 2010 г., 11 мая 2011 г., 19 сентября 2012 г., 16 сентября 2013 г., 21 августа 2015 г.
Приказом Министерства юстиции РФ от 28 декабря 2017 г. N 287 настоящий приказ признан утратившим силу
В соответствии с подпунктом 2 пункта 12 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4108; 2005, N 44, ст. 4535; 2006, N 12, ст. 1284; N 19, ст. 2070; N 39, ст. 4039; 2007, N 13, ст. 1530; N 20, ст. 2390; 2008, N 10, ст. 909; N 29, ст. 3473; N 43, ст. 4921), приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте международного права и сотрудничества.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 27 декабря 2007 г. N 261 "Об утверждении Положения о Департаменте международного права и сотрудничества".
Министр |
А.В. Коновалов |
Положение о Департаменте международного права и сотрудничества
(утв. приказом Минюста РФ от 4 июня 2009 г. N 173)
13 ноября 2010 г., 11 мая 2011 г., 19 сентября 2012 г., 16 сентября 2013 г., 21 августа 2015 г.
I. Общие положения
1. Департамент международного права и сотрудничества (далее - Департамент) является структурным подразделением Министерства юстиции Российской Федерации.
2. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минюста России, а также настоящим Положением.
3. Основными задачами Департамента являются:
Приказом Минюста России от 13 ноября 2010 г. N 348 в подпункт 1 внесены изменения
1) обеспечение в Российской Федерации соответствия законодательных и иных нормативных правовых актов актам более высокой юридической силы, отсутствия внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании, а также отсутствия в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, в сферах:
- заключения и выполнения международных договоров Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным и иным делам, а также по вопросам передачи лиц, осужденных к лишению свободы;
- заключения, прекращения, приостановления действия или временного применения международных договоров Российской Федерации;
- заключения международных договоров Российской Федерации, устанавливающих иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации;
2) обеспечение координации Минюстом России деятельности федеральных органов исполнительной власти по взаимодействию Российской Федерации с Европейским комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (далее - ЕКПП), включая организацию визитов делегаций в Российскую Федерацию, а также подготовку ответов на доклады ЕКПП по итогам этих визитов;
3) обеспечение соблюдения основных положений государственного протокола и общепризнанных в международной протокольной практике норм в ходе зарубежных визитов делегаций Минюста России и приема в Минюсте России иностранных делегаций;
4) обеспечение координации деятельности структурных подразделений, территориальных органов и федеральных государственных учреждений Минюста России, а также подведомственных Минюсту России федеральных служб в сфере международного сотрудничества;
5) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;
Приказом Минюста РФ от 19 сентября 2012 г. N 185 пункт 3 дополнен подпунктом 6
6) общая координация организации выездов в зарубежные командировки, взаимодействие с МИД России, а также иные функции, возложенные на Департамент международного права и сотрудничества, в соответствии с Инструкцией об организации работы по направлению федеральных государственных гражданских служащих и работников центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации, его территориальных органов, учреждений и подведомственных ему федеральных служб в служебные командировки за пределы территории Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 25 декабря 2006 г. N 381.
4. В Департаменте для выполнения возложенных на него задач создаются структурные подразделения - отделы. Предложения о внесении изменений в структуру и штатное расписание центрального аппарата Минюста России в части, касающейся Департамента, представляются в установленном порядке.
5. Департамент осуществляет свою деятельность как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими структурными подразделениями Минюста России, территориальными органами и федеральными государственными учреждениями Минюста России.
II. Полномочия
6. Департамент осуществляет следующие полномочия:
1) разрабатывает и представляет Министру юстиции Российской Федерации и его заместителям для внесения Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, других документов, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
2) представляет предложения для включения в план работы и прогнозные показатели деятельности Минюста России;
3) обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
4) разрабатывает проекты нормативных правовых актов Минюста России по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
5) обобщает практику применения законодательства и международных договоров Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, разрабатывает на этой основе предложения о мерах по совершенствованию деятельности Минюста России;
6) организует анализ состояния международного сотрудничества Минюста России, его территориальных органов и федеральных государственных учреждений с международными организациями, органами, организациями и учреждениями других государств;
7) организует подготовку информационно-справочных документов для руководства Минюста России по вопросам международного сотрудничества;
8) в рамках своей компетенции участвует в организации работы по систематизации законодательства Российской Федерации и подготовке Свода законов Российской Федерации;
9) проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
10) проводит экспертизу проектов нормативных правовых актов и иных документов по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции;
11) готовит проекты официальных отзывов и заключений на проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также проекты поправок к ним по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
12) осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью территориальных органов Минюста России, связанной с обеспечением исполнения международных договоров Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным и иным делам, а также относящихся к регистрации актов гражданского состояния;
Приказом Минюста России от 11 мая 2011 г. N 150 в подпункт 13 внесены изменения
13) организует оформление, хранение и выдачу дипломатических и служебных паспортов федеральным государственным гражданским служащим Минюста России, а также обеспечивает визовую поддержку федеральных государственных гражданских служащих Минюста России, выезжающих в служебные командировки за рубеж;
14) организует реализацию Минюстом России полномочий по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по взаимодействию Российской Федерации с ЕКПП;
15) организует проведение визитов делегаций ЕКПП в Российскую Федерацию, а также подготовку ответов на доклады ЕКПП по итогам этих визитов;
Приказом Минюста России от 13 ноября 2010 г. N 348 в подпункт 16 внесены изменения
16) обеспечивает реализацию Минюстом России полномочий по представлению в соответствии с законодательством Российской Федерации предложений о заключении и выполнении международных договоров Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным и иным делам, а также относящихся к регистрации актов гражданского состояния;
17) обеспечивает реализацию Минюстом России полномочий по согласованию в установленном законодательством Российской Федерации порядке предложений о заключении, прекращении, приостановлении действия или временного применения международных договоров Российской Федерации;
18) обеспечивает реализацию Минюстом России полномочий по внесению в соответствии с законодательством Российской Федерации предложений о заключении международных договоров Российской Федерации, устанавливающих иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации;
19) обеспечивает реализацию Минюстом России полномочий по подготовке заключений о соответствии положений международного договора Российской Федерации законодательству Российской Федерации и их юридической силе в Российской Федерации, а также по иным вопросам, связанным с вступлением в силу и выполнением такого договора, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или является необходимым условием вступления его в силу;
Приказом Минюста РФ от 21 августа 2015 г. N 206 подпункт 19.1 изложен в новой редакции
19.1. обеспечивает реализацию Минюстом России полномочий по подготовке заключений о соответствии законодательству Российской Федерации международных договоров, заключаемых в связи с участием Российской Федерации в Евразийском экономическом союзе, Всемирной торговой организации, других международных организациях экономического сотрудничества, а также по иным вопросам, связанным со вступлением в силу и выполнением таких договоров;
Приказом Минюста РФ от 21 августа 2015 г. N 206 подпункт 19.2 изложен в новой редакции
19.2. осуществляет рассмотрение проектов решений органов Евразийского экономического союза;
20) получает в установленном порядке от иностранных государств или их компетентных органов запросы о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам и либо исполняет их, либо направляет для исполнения в федеральные органы государственной власти, а также направляет в иностранные государства или в их компетентные органы запросы о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
21) обеспечивает реализацию Минюстом России полномочий по взаимодействию с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России, осуществляет обмен правовой информацией с иностранными государствами;
22) в рамках исполнения обязательств и реализации прав, вытекающих из международных договоров Российской Федерации о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, или из договоренностей на основе принципа взаимности в данной сфере, организует рассмотрение соответствующих предложений ФСИН России и других органов государственной власти, взаимодействует по этим вопросам с компетентными органами иностранных государств, а также организует рассмотрение обращений этих органов по вопросам передачи осужденных;
23) в пределах своей компетенции принимает участие в разработке форм статистической отчетности и документов первичного учета по вопросам, относящимся к сфере деятельности Минюста России;
24) проводит проверки деятельности территориальных органов Минюста России по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
25) в рамках своей компетенции осуществляет информационное и правовое обеспечение территориальных органов Минюста России, органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния;
26) осуществляет представление и защиту интересов Минюста России в судах Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
27) в пределах своей компетенции участвует в работе по внедрению достижений науки, техники и положительного опыта в деятельность территориальных органов Минюста России, органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния;
28) в пределах своей компетенции участвует в работе по созданию и ведению специализированных баз данных правовой информации в соответствии с единой технической политикой в сфере правовой информатизации России;
29) осуществляет рассмотрение обращений граждан по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
30) в рамках своей компетенции участвует в мероприятиях по повышению квалификации федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Минюста России и работников органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния;
Приказом Минюста России от 11 мая 2011 г. N 150 пункт 6 дополнен подпунктом 30.1
30.1) удостоверяет подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств, и в этих целях истребует образец подписи нотариуса и оттиска его печати;
Приказом Минюста России от 11 мая 2011 г. N 150 пункт 6 дополнен подпунктом 30.2
30.2) проставляет апостиль на официальных документах, подлежащих вывозу за границу;
31) осуществляет иные полномочия, отнесенные к компетенции Департамента законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Минюста России.
III. Организация деятельности
7. Департамент возглавляет директор Департамента международного права и сотрудничества (далее - Директор), назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом Минюста России.
Директор подчиняется Министру юстиции Российской Федерации, а также заместителю Министра, курирующему Департамент.
Директор осуществляет непосредственное руководство Департаментом, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и реализацию полномочий, соблюдение федеральными государственными гражданскими служащими Департамента режима секретности, состояние служебной дисциплины.
Директор имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности приказами Минюста России по представлению Директора.
8. Для решения предусмотренных настоящим Положением задач и осуществления возложенных на Департамент полномочий Директор:
1) по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, представляет по доверенности или по поручению руководства Минюста России интересы Минюста России в органах государственной власти, государственных, общественных организациях и судах, во взаимоотношениях с должностными лицами органов власти иностранных государств, иностранных и международных организаций; участвует в работе межведомственных комиссий органов государственной власти и иных комиссиях по соответствующим направлениям деятельности Минюста России;
2) осуществляет прием граждан, рассматривает обращения граждан и письма организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента; организует и контролирует своевременное и качественное рассмотрение федеральными государственными гражданскими служащими Департамента обращений и писем, а также полноту и законность принятых по ним решений;
3) в рамках полномочий, установленных нормативными правовыми актами Минюста России, запрашивает и получает от структурных подразделений, территориальных органов и учреждений Минюста России документы, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, дает им в связи с этим обязательные для исполнения поручения, ведет с ними переписку;
4) привлекает в необходимых случаях в установленном порядке для выработки решений по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, ученых, специалистов и работников федеральных органов исполнительной власти;
5) распределяет обязанности между своими заместителями, участвует в подготовке должностных регламентов;
6) утверждает положения об отделах Департамента;
7) вносит предложения по изменению структуры и штатного расписания центрального аппарата Минюста России в части, касающейся Департамента;
8) обеспечивает планирование, организацию и контроль деятельности Департамента, его эффективное взаимодействие с другими структурными подразделениями Минюста России, территориальными органами и учреждениями Минюста России, структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
9) вносит предложения в планы основных организационных мероприятий Минюста России и работы коллегии Минюста России;
10) вносит предложения о назначении на должности и включении в кадровый резерв, перемещении, освобождении от должности, аттестации, направлении на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку, в том числе за рубежом, федеральных государственных гражданских служащих Департамента, а также о присвоении им классных чинов, о награждении государственными и ведомственными наградами, их поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности, в том числе увольнении; включении их в состав рабочих групп, комиссий, а также о направлении в служебные командировки;
11) проводит совещания, семинары и иные организационно-методические мероприятия по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
12) в соответствии с установленным в Минюсте России порядком делопроизводства визирует организационно-распорядительные документы, контролирует соблюдение порядка их оформления и согласования;
13) организует разработку проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, федеральных программ исходя из возложенных на Департамент задач и его полномочий;
Приказом Минюста России от 11 мая 2011 г. N 150 пункт 8 дополнен подпунктом 13.1
13.1) подписывает апостиль, удостоверяет подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств, и предоставляет право подписи и удостоверения одному из своих заместителей, начальнику или заместителю начальника отдела Департамента;
См. Административный регламент предоставления Минюстом РФ государственной услуги по удостоверению подлинности подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств, утвержденный приказом Минюстом РФ от 28 июня 2012 г. N 123
14) пользуется иными правами, предоставленными Директору законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Минюста России.
9. Для решения наиболее важных вопросов деятельности Департамента, осуществления контроля за выполнением планов работы и поручений руководства Минюста России, а также обмена опытом работы в Департаменте могут проводиться оперативные совещания.
Решения, принятые на оперативном совещании, оформляются протоколом и являются обязательными для федеральных государственных гражданских служащих Департамента.
10. Департамент осуществляет свою деятельность на основе текущего и перспективного планирования, в том числе плана работы Департамента.
11. В случае отсутствия Директора его обязанности исполняет один из его заместителей.
12. Делопроизводство и мероприятия по обеспечению режима секретности в Департаменте осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Минюста России.
13. Департаменту передаются в установленном порядке соответствующие материальные и технические средства, необходимые для своевременной и качественной реализации возложенных на него полномочий, а также обеспечивается доступ к соответствующим информационным базам данных, системам связи и коммуникаций.
Приказом Минюста России от 11 мая 2011 г. N 150 Положение дополнено пунктом 14
14. В Департаменте хранятся и используются для проставления апостиля и удостоверения подлинности подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов печать Минюста России с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации (N 3) и штамп "Апостиль".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В связи с уточнением компетенции Минюста России в новой редакции изложены полномочия и порядок организации деятельности его структурного подразделения - Департамента международного права и сотрудничества.
Уточнено, что в сфере международного законодательства Департамент следит за соблюдением иерархии нормативных правовых актов по юридической силе. Он обеспечивает отсутствие в них противоречий и пробелов, а также положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Кроме того, данное подразделение обеспечивает координацию Минюстом России деятельности федеральных органов исполнительной власти по взаимодействию России с Европейским комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ЕКПП).
Для выполнения своих задач Департамент взаимодействует с другими структурными подразделениями Минюста России, его территориальными органами и ФГУ. Возглавляет Департамент директор, назначаемый на должность и освобождаемый от нее приказом Минюста России.
Приказ Минюста РФ от 4 июня 2009 г. N 173 "Об утверждении Положения о Департаменте международного права и сотрудничества"
Текст приказа опубликован в Бюллетене Министерства юстиции Российской Федерации, 2009 г., N 7
Приказом Министерства юстиции РФ от 28 декабря 2017 г. N 287 настоящий приказ признан утратившим силу