Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 9 июля 2009 г. N 03-01-15/7-327
Вопрос: В связи с вступившим в силу Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) Федеральная налоговая служба сообщает:
Пунктом 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" установлено, что налоговым органам предоставлено право осуществлять контроль за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, которые определяются законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок, проводить проверки выдачи кассовых чеков, налагать штрафы на организации, а также на индивидуальных предпринимателей за нарушение законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.
В соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) обязанность по применению контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт возложена на все организации и на всех индивидуальных предпринимателей. В том числе настоящим Федеральным законом на налоговые органы возложен контроль за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники и за полнотой учета выручки, а также налоговым органам предоставлено право налагать штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, сферой регулирования Федерального закона N 54-ФЗ являются наличные денежные расчеты независимо от того, кто и в каких целях совершает покупки (заказывает услуги).
Сферой регулирования Федерального закона N 294-ФЗ являются отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Федеральным законом N 294-ФЗ устанавливается порядок организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля, а также права и обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля, меры по защите их прав и законных интересов. Указанным Федеральным законом установлены сроки и периодичность проведения проверок, с уведомлением органом государственного контроля (надзора) в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем специфика проведения проверок соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники предполагает фиксацию фактической деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими наличных денежных расчетов в момент проверки, что не предполагает предварительного информирования объекта проверки о начале ее проведения.
Частью 3 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ определено, что положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к отдельным мероприятиям по контролю, проводимым государственными органами, в том числе при проведении финансового контроля.
Главой 15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) определен перечень административных правонарушений в области финансов.
Данный перечень содержит нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов (статья 15.1 КоАП РФ).
Пунктом 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета Директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40, определено, что прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
В связи с вышеизложенным позиция ФНС России заключается в том, что организация и проведение мероприятий по контролю за применением контрольно-кассовой техники, проводимых в рамках проверок соблюдения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, под действие Федерального закона N 294-ФЗ не подпадает.
Просим сообщить позицию Минфина России по данному вопросу.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 20.05.2009 N 2-5-07/126 по вопросу распространения положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон) на действия налоговых органов по организации и проведению мероприятий по контролю за применением контрольно-кассовой техники, проводимых в рамках проверок соблюдения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций и, с учетом мнения Минэкономразвития России сообщает.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона определены изъятия из сферы его правового регулирования. В частности установленный Федеральным законом порядок организации и проведения проверок не применяется к мероприятиям финансового контроля и финансово-бюджетного надзора. В данных областях действуют уполномоченные органы государственной власти и применяются нормы специального законодательства, определяющие особенности проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
В действующем законодательстве Российской Федерации определение понятия "финансовый контроль" отсутствует, однако по мнению Минэкономразвития России, теоретическое определение финансового контроля можно представить следующим образом: под финансовым контролем понимается регламентированная нормами права деятельность по проверке своевременности и точности финансового планирования обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.
Таким образом, указанный Федеральный закон в части организации и проведения мероприятий по контролю за применением контрольно-кассовой техники, проводимых в рамках проверок соблюдения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций не распространяется на контрольные мероприятия, проводимые налоговыми органами в целях проверки соблюдения организациями и индивидуальными предпринимателями законодательств о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.
На основании изложенного, считаем возможным согласиться с позицией ФНС России, изложенной в указанном письме.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснено, что нормы Федерального закона о защите прав юрлиц и предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля не применяются к мероприятиям финансового контроля и финансово-бюджетного надзора. В данном случае используются специальные нормы.
В действующем законодательстве нет определения финансового контроля и финансово-бюджетного надзора. По мнению Минэкономразвития России, они предполагают проверки своевременности и точности финансового планирования обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, а также правильности и эффективности их использования.
Поэтому указанный ФЗ не распространяется на проверки налоговыми органами соблюдения организациями и предпринимателями требований использования контрольно-кассовой техники при наличных денежных расчетах (расчетах с платежными картами).
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 9 июля 2009 г. N 03-01-15/7-327
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 1 сентября 2009 г. N 32