Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 14 августа 2009 г. N 03-03-05/156
См. также письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 24 августа 2009 г. N 03-03-06/1/547
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики, рассмотрев позицию ФНС России о порядке учета субсидий, выделяемых коммерческим организациям на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, изложенную в письмах от 07.07.2009 N 3-2-06/72 и N 3-2-06/71, сообщает, что вывод о том, что указанные субсидии подлежат учету в целях налогообложении прибыли в составе внереализационных доходов, соответствует положениям главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В то же время необходимо отметить, что предоставление субсидий юридическим лицам (кроме государственных (муниципальных) учреждений) на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения указанных затрат может осуществляться как до их возникновения, так и по факту возникновения (письмо Минфина России N 02-01-04/2523, Минэкономразвития России N 12064-АП/Д05 от 29.08.2008 "О применении статей 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации").
Таким образом, указание на то, что субсидии, полученные в возмещение уже понесенных расходов, не предназначены для расходования на строго определенные цели, а могут использоваться по усмотрению организации, применимо только при предоставлении субсидий по факту возникновения затрат.
По мнению Департамента, при решении вопроса о порядке учета в целях налогообложения прибыли субсидий, полученных коммерческими организациями в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), необходимо учитывать следующее.
При определении объекта налогообложения налогом на прибыль организациями учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определены в статье 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления из бюджета. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Таким образом, для признания поступлений из бюджета целевыми в понятии, приведенном в пункте 2 статьи 251 НК РФ, необходимо одновременное выполнение следующих условий:
1) средства должны быть получены напрямую из бюджета;
2) полученные средства должны носить целевой характер;
3) налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Порядок предоставления средств из бюджета установлен БК РФ.
Перечень организационно-правовых форм юридических лиц, имеющих право напрямую получать средства из бюджета, поименован в статье 6 БК РФ. Коммерческие организации в данном перечне не поименованы, следовательно, они не могут являться получателями средств из бюджета в понятии, приведенном в БК РФ и НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) предоставляются, в том числе, на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. То есть в рамках осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, полученные коммерческими организациями субсидии, целевыми поступлениями в понятии, приведенном в пункте 2 статьи 251 НК РФ, не признаются и подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов. При этом, в силу того обстоятельства, что затраты, на возмещение которых предоставлены субсидии, учитываются налогоплательщиками при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе расходов, такой порядок не приводит к дополнительному налогообложению получаемых субсидий.
Субсидии, полученные организациями на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг не подлежат отдельному учету. О расходовании указанных средств организация не обязана отчитываться.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснено, как в целях налогообложения прибыли учитываются субсидии, выделяемые коммерческим организациям на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики (ДНТТП) Минфина России согласен с выводом ФНС России о том, что такие субсидии относятся к внереализационным доходам.
Эти субсидии не подлежат отдельному учету. О расходовании указанных средств организация не обязана отчитываться.
По мнению ФНС России, субсидии, предоставленные в целях возмещения уже понесенных затрат, не предназначены для расходования на строго определенные цели. Они могут использоваться по усмотрению организации. ДНТТП уточняет, что это правило применимо, только если субсидии предоставляются по факту возникновения затрат.
Согласно НК РФ целевые поступления из бюджета не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Субсидии, полученные коммерческими организациями, не являются целевыми поступлениями в том значении, которое используется в НК РФ и БК РФ.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 14 августа 2009 г. N 03-03-05/156
Текст письма официально опубликован не был