Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 10 августа 2009 г. N 03-07-08/180
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваши обращения о применении налога на добавленную стоимость в отношении услуг по сдаче в субаренду (субфрахтование на время) морских судов с экипажем для вылова водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, оказываемых российской организацией российским организациям в 2006-2009 г.г., и сообщает следующее.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно нормам статьи 148 Кодекса в редакции, действующей с 2006 года, местом реализации услуг по предоставлению морских судов по договору фрахтования (включая договор аренды с экипажем), предполагающему перевозку на этих судах, признается территория Российской Федерации, если данные услуги, оказываются российской организацией и пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации. При этом в соответствии с подпунктом 5 пункта 1.1 данной статьи Кодекса местом реализации услуг, непосредственно связанных с фрахтованием и не перечисленных в указанном подпункте 4.1 пункта 1 статьи 148 Кодекса, территория Российской Федерации не признается.
На основании положений статей 198 и 202 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации по договору фрахтования судна на время судовладелец предоставляет фрахтователю судно в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или иных целей торгового мореплавания. Фрахтователь в свою очередь по договору субфрахтования судна на время может заключить от своего имени договоры фрахтования судна на время с третьими лицами. При этом в соответствии с нормами статьи 2 данного Кодекса под торговым мореплаванием понимается деятельность, связанная с использованием судов, в том числе для рыболовства.
Поэтому местом реализации услуг по предоставлению морских судов с экипажем во временное пользование для осуществления видов деятельности за пределами территории Российской Федерации, не перечисленных в подпункте 4.1 пункта 1 статьи 148 Кодекса, оказываемых российскими организациями российским организациям, территория Российской Федерации не признается.
Необходимо отметить, что на основании статьи 67 Конституции Российской Федерации территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, а также воздушное пространство над ними. При этом согласно статье 2 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" под территориальным морем понимается примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" исключительной экономической зоной Российской Федерации является морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом.
Таким образом, исключительная экономическая зона Российской Федерации не является территорией Российской Федерацией#.
Учитывая изложенное, по нашему мнению, местом реализации услуг по сдаче в субаренду (субфрахтование на время) морских судов с экипажем для вылова водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, оказываемых российской организацией российским организациям в 2006-2009 г.г., территория Российской Федерации не признается и указанные услуги объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не являются.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающимся# от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Комова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По мнению Минфина, услуги по сдаче в субаренду (субфрахтование на время) морских судов с экипажем для вылова водных биоресурсов в исключительной экономической зоне России не облагаются НДС.
Это объясняется тем, что местом реализации указанных услуг не является территория Российской Федерации.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10 августа 2009 г. N 03-07-08/180
Текст письма официально опубликован не был