Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 24 августа 2009 г. N 03-03-06/1/547
См. также письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 6 октября 2009 г. N 03-03-06/4/85
Вопрос: Наше предприятие получило субсидии от Государственного учреждения в рамках договоров:
1. О предоставлении в 2009 году субсидий, выделяемых из федерального бюджета бюджету Челябинской области, работодателям на организацию опережающего профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения. Обучение работников осуществляется на базе учебного центра предприятия (учебный центр имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности).
2. О предоставлении в 2009 году субсидий, выделяемых из федерального бюджета бюджету Челябинской области, работодателям на организацию оплачиваемых общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан ищущих работу; включая выпускников образовательных учреждений.
Относятся ли к целевым поступлениям указанные субсидии для целей налогообложения прибыли? В каком порядке для целей налогообложения прибыли учитываются полученные субсидии и расходы, произведенные за счет полученных средств?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики, рассмотрев ваш запрос от 17.04.2009 N 49-70/82, сообщает следующее.
При определении объекта налогообложения налогом на прибыль организациями учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определены в статье 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления из бюджета. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Таким образом, для признания поступлений из бюджета целевыми в понятии, приведенном в пункте 2 статьи 251 НК РФ, необходимо одновременное выполнение следующих условий:
1) средства должны быть получены напрямую из бюджета;
2) полученные средства должны носить целевой характер;
3) налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Порядок предоставления средств из бюджета установлен Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ).
Перечень организационно-правовых форм юридических лиц, имеющих право напрямую получать средства из бюджета, поименован в статье 6 БК РФ. Коммерческие организации в данном перечне не поименованы, следовательно, они не могут являться получателями средств из бюджета в понятии, приведенном в БК РФ и НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) предоставляются, в том числе, на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. То есть в рамках осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, полученные коммерческими организациями субсидии, целевыми поступлениями в понятии, приведенном в пункте 2 статьи 251 НК РФ, не признаются и подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов. При этом, в силу того обстоятельства, что затраты на возмещение которых предоставлены субсидии, учитываются налогоплательщиками при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе расходов, такой порядок не приводит к дополнительному налогообложению получаемых субсидий.
Субсидии, полученные организациями на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг не подлежат отдельному учету. О расходовании указанных средств организация не обязана отчитываться.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснен порядок налогообложения субсидий, выделяемых из бюджетов коммерческим организациям на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Указано, что данные средства не признаются целевым поступлением. Поэтому они учитываются при налогообложении прибыли в составе внереализационных доходов.
Поскольку затраты, на возмещение которых предоставлены субсидии, признаются в целях налогообложения прибыли расходами, вышеуказанный порядок не приводит к дополнительному налогообложению получаемых средств.
Субсидии не подлежат отдельному учету. Об их расходовании организация не обязана отчитываться.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 24 августа 2009 г. N 03-03-06/1/547
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 6 октября 2009 г. N 19