Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 4 сентября 2009 г. N 03-03-06/1/572
Вопрос: ООО заключило договор доверительного управления недвижимым имуществом (нежилыми помещениями) с учредителями управления (собственниками недвижимого имущества) - физическими лицами, не имеющими статуса индивидуального предпринимателя.
Согласно п. 12 Указаний по отражению в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, утвержденных приказом Минфина от 28 ноября 2001 г. N 97н "Об отражении в бухгалтерском учете организации операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом" начисление амортизации по переданному в доверительное управление имуществу осуществляется в общеустановленном порядке и отражается в бухгалтерском учете по дебету счетов учета затрат в корреспонденции с кредитом счетов 02 "Амортизация основных средств". Однако этим же пунктом установлено, что амортизация переданного в доверительное управление имущества продолжает начисляться способом и в пределах срока полезного использования, которые были приняты учредителем управления.
Учредителем управления по заключенному нашей организацией договору доверительного управления является физическое лицо, которое в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ начисление амортизации на принадлежащее имущество производить не могло. Позиция о невозможности начисления амортизации физическими лицами отражена также в Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 11.07.2006 г. N 03-05-01-05/141.
ООО сделало вывод о невозможности начисления амортизации по указанному имуществу. Такое же мнение, ссылаясь на Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 11.07.2006 г. N 03-05-01-05/141, выражают аудиторские фирмы, в которые ООО обращалось за разъяснениями.
В связи с отсутствием в законодательстве четких норм, регулирующих вопрос начисления амортизации по недвижимому имуществу, принятому в доверительное управление от учредителей управления - физических лиц, просим дать разъяснения о применении Приказа Минфина от 28 ноября 2001 г. N 97н в указанном случае.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 28 марта 2009 г. N 711-1313 по вопросу начисления амортизации по недвижимому имуществу, принятому в доверительное управление, и сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) амортизируемым имуществом в целях главы 25 Кодекса признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 Кодекса), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.
При передаче имущества в доверительно# управление, право собственности на него к доверительному управляющему не переходит.
Таким образом, считаем, что организация, принявшая в доверительное управление недвижимое имущество, не может начислять по нему амортизацию, вне зависимости от того, является ли учредителем управления физическое или юридическое лицо.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Амортизируемым признается имущество, находящееся в собственности налогоплательщика.
К организации, принявшей недвижимость в доверительной управление, право собственности не переходит. В связи с этим она не может начислять амортизацию по указанному имуществу.
При этом не важно, кто является учредителем управления: физическое лицо или юридическое.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 4 сентября 2009 г. N 03-03-06/1/572
Текст письма официально опубликован не был