Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 1 сентября 2009 г. N 03-03-06/4/72
Вопрос: Администрация сельского поселения - муниципальное бюджетное учреждение, финансируется за счет средств собственного бюджета. Одним из источников доходов является доход от сдачи в аренду недвижимого имущества, а именно:
- по договору аренды недвижимого имущества администрация сдает в аренду часть здания; платежи за аренду помещения поступают один раз в квартал или один раз в полгода на расчетный счет администрации и зачисляются в доход бюджета. Данный вид дохода утверждается Советом депутатов местного созыва Администрации сельского поселения на основной финансовый год.
Также два раза в год на расчетный счет поступает спонсорская помощь от организаций на проведение праздников: 9 мая (в мае) и День пожилого человека (в октябре). Полученные денежные средства расходуются на приобретение продуктов питания для проведения чаепития в здании Дома Культуры, приобретение венков для возложения на братскую могилу и т.д. Для проведения этих праздников Совет Ветеранов Шуйского сельского поселения предоставляет в администрацию смету расходов.
Должна ли Администрация сельского поселения суммы от полученных доходов (изложенных выше) отражать в Налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и в Налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и, если должна, то в каких разделах?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по отдельным вопросам налогообложения доходов администрации сельского поселения - муниципального бюджетного учреждения и сообщает следующее.
1. Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций бюджетными учреждениями, которым принадлежит на праве оперативного управления имущество, находящееся в государственной собственности, изложен в письме Минфина России от 19.11.2008 N 03-03-05/151 (копия прилагается). Указанные разъяснения Минфина России рекомендуется применять бюджетным учреждениям, получающим доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности.
2. В действующем законодательстве Российской Федерации понятие "спонсорство" не предусмотрено.
Вместе с тем, понятие "спонсор" и "спонсорская реклама" предусмотрены в Федеральном законе от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ).
Согласно подпунктам 9 и 10 статьи 3 Закона N 38-ФЗ спонсором признается лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности. Спонсорская реклама представляет собой рекламу, распространяемую на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.
В соответствии со статьей 3 Закона N 38-ФЗ под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Следовательно, спонсорский взнос имеет целевой характер и предполагает встречные обязательства сторон по предоставлению услуг рекламного характера.
Таким образом, спонсорский вклад может признаваться платой за рекламу и, соответственно, рассматриваться в целях налогообложения прибыли как доход от оказания услуг за плату.
Если же в письме затрагиваются вопросы налогообложения пожертвований некоммерческим организациям, то в этом случае необходимо учитывать следующее.
Согласно статье 582 Гражданского кодекса Российской Федерации пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определение налоговой базы по налогу на прибыль организаций производится налогоплательщиками в порядке, установленном главой 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Целевые поступления, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль некоммерческими организациями, определены в пункте 2 статьи 251 Кодекса, их перечень является исчерпывающим.
В частности, к таким целевым поступлениям отнесены пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
3. Порядок заполнения Налоговой деклараций по налогу на прибыль организаций установлен приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 мая 2008 г. N 54н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и Порядка ее заполнения".
Приложение: на 2 л.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрен вопрос о налогообложении доходов бюджетного учреждения, полученных от сдачи в аренду муниципального имущества и от спонсорских взносов.
Как ранее указывал Минфин России, доходы от сдачи в аренду государственного имущества относятся к внереализационным.
Эти доходы могут быть, в частности, уменьшены на расходы, связанные с эксплуатацией и содержанием объекта, на суммы амортизации, начисленные по имуществу, которое приобретено на средства от аренды и используется для передачи арендатору.
Спонсорский взнос предполагает встречные обязательства сторон по оказанию рекламных услуг.
Таким образом, он может признаваться платой за рекламу и рассматриваться как доход от оказания услуг.
Дополнительно разъяснен вопрос об учете пожертвований.
Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты, различным фондам, музеям, некоммерческим организациям, государству и другим субъектам гражданского права.
Полученные некоммерческой организацией средства не учитываются при налогообложении прибыли, если они соответствуют указанным в НК РФ видам поступлений.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 1 сентября 2009 г. N 03-03-06/4/72
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 3 ноября 2009 г. N 21