Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 31 августа 2009 г. N 03-11-06/2/168
Вопрос: Наша организация находилась на УСНО, но с 01.10.09 г. утратила право применения УСНО и применяет обычную систему налогообложения в связи с превышением 30.12.08 г. предельного размера дохода (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Сообщение в налоговые органы о переходе на общую систему было отправлено в срок, за 2008 год и 1 кв. 2009 г. общество отчиталось по общей системе налогообложения, налоги оплачены.
Расчет предельного размера дохода, позволяющего применять УСНО осуществлялся на основании Приказа Минэкономразвития РФ от 22.10.2007 N 357 (20 млн. руб. * 1,34 = 26,8 млн. руб). Размер дохода ООО составил 28,5 млн. руб.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 12 мая 2009 г. N 12010/08 представлена методика расчета предельного размера дохода, позволяющего применять УСНО на основании статьи 346.12 НК РФ, предусматривающая индексирование не только на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год, но и на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее. При этом в постановлении указано, что требования статьи 346.12 НК РФ являются императивными.
1. Означает ли, что согласно постановлению ВАС РФ ООО не нужно было в 2008 г. переходить на ОСНО, вследствие того, что предельный доход на 2008 год составил не 26,8 млн. руб., а 37,6 млн. руб. (1,241 (2006 г.) * 1,132 (2007 г.) * 1,34 (2008 г.) * 20,0 млн. руб.)?
2. Если ООО имеет право оставаться на УСНО в 2008 г., то каков порядок отзыва уведомления о переходе на ОСНО и возврата налогов, уплаченных по ОСНО за 2008 г. и 1 кв. 2009 г.?
3. Возникают ли пени по налогу по УСНО за 2008 г., 1 кв. 2009 г., так как общество правомерно считало, что не имело право находиться на УСНО и оплачивало налоги по ОСНО?
4. Прошу пояснить, что же в данной ситуации является приоритетным - Приказ Минэкономразвития РФ от 22.10.2007 г. N 357 или постановление Президиума ВАС РФ от 12 мая 2009 г. N 12010/08 и требования статьи 346.12 НК РФ?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 10 июля 2009 года N 4 по вопросу о порядке применения положений главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и, на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.12 Кодекса организации могли перейти на упрощенную систему налогообложения если по итогам девяти месяцев того года, в котором организации подавали заявление о переходе на эту систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 Кодекса, не превысили 15 млн. рублей.
Указанная величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право перехода на упрощенную систему налогообложения, подлежала индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с данным пунктом ранее. Коэффициент-дефлятор определялся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В названном порядке согласно пункту 4 статьи 346.13 Кодекса подлежала индексации величина предельного размера доходов налогоплательщика (как организации, так и индивидуального предпринимателя), ограничивающая право на применение упрощенной системы налогообложения по итогам отчетного (налогового) периода.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.12.2002 г. N 1834-р Минэкономразвития России ежегодно не позднее 20 ноября публикует в "Российской газете" согласованный с Минфином России коэффициент-дефлятор на следующий год.
Так, Минэкономразвития России установлены коэффициенты-дефляторы в следующих размерах:
приказом Минэкономразвития России от 3.11.2005 г. N 284 "Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российском Федерации на 2006 год" коэффициент-дефлятор на 2006 год установлен равным 1,132;
приказом Минэкономразвития России от 03.11.2006 г. N 360 "Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации на 2007 год" коэффициент-дефлятор на 2007 год установлен в размере 1,241;
приказом Минэкономразвития России от 22.10.2007 г. N 357 "Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации на 2008 год" коэффициент-дефлятор на 2008 год установлен в размере 1,34;
приказом Минэкономразвития России от 12.11.2008 г. N 395 "Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации на 2009 год" коэффициент-дефлятор на 2009 год установлен в размере 1,538.
При этом коэффициент-дефлятор на очередной календарный год устанавливался с учетом коэффициентов-дефляторов, установленных на предыдущие годы.
В отношении вопроса о размере доходов, ограничивающего возможность применения налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения в 2009 году, сообщаем следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2009 г. N 204-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" указанный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением пункта 1 статьи 1, частей 1 и 2 статьи 2 данного Федерального закона.
В связи с этим положения пункта 2 статьи 1 и часть 3 статьи 2 названного Федерального закона применяются начиная с 1 января 2010 года.
Таким образом, при определении предельного размера доходов в 2009 году, позволяющего налогоплательщикам сохранять право на применение упрощенной системы налогообложения в этом году, следует руководствоваться положениями пункта 4 статьи 346.13 Кодекса и приказом Минэкономразвития России от 12 ноября 2008 года N 395.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Организации и ИП могли перейти на УСН, если по итогам 9 месяцев того года, в котором подано соответствующее заявление, их доходы не превысили 15 млн руб. Эта величина индексировалась на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно.
Следует отметить, что положения об указанном предельном размере доходов не будут применяться до 1 октября 2012 г., а правила индексации - до 1 января 2013 г.
Также обращается внимание, что Минэкономразвития России были установлены коэффициенты-дефляторы на 2006 г. (1,132), 2007 г. (1,241), 2008 г. (1,34) и 2009 г. (1,538). При этом учитывались коэффициенты, установленные на предыдущие годы.
Необходимо отметить, что Президиум ВАС России считает, что все установленные за предыдущие и текущий годы коэффициенты-дефляторы подлежат перемножению.
Дополнительно рассмотрен вопрос о размере доходов, ограничивающем возможность применения УСН в 2009 г.
Недавними изменениями в НК РФ указанный размер увеличен с 20 до 60 млн руб. Однако это правило применяется с 1 января 2010 г.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 31 августа 2009 г. N 03-11-06/2/168
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 22 сентября 2009 г. N 35