Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 14 сентября 2009 г. N 03-02-07/1-425
Вопрос: ЗАО просит дать разъяснения по вопросам исчисления НДС и налога на прибыль организаций.
В ходе выездной налоговой проверки налоговому органу представлены надлежащим образом оформленные счета-фактуры и товарные накладные, подтверждающие расходы проверяемого налогоплательщика на приобретение товарно-материальных ценностей и правомерность применения соответствующих налоговых вычетов по НДС. По результатам мероприятий налогового контроля (встречной проверки) налоговым органом от поставщика проверяемого налогоплательщика получены книги продаж, несодержащие в следствие технической ошибки записи об указанных счетах-фактурах. После обнаружения вышеназванных ошибок поставщик дополнительно к ранее предоставленному ответу по встречной проверке направил в налоговый орган по месту своей регистрации пояснения о допущенной технической ошибке при подготовке первоначального ответа, а также представил исправленные книги продаж, содержащие записи об указанных счетах-фактурах.
Копии указанных документов также были направлены проверяемому налогоплательщику, который использовал указанную информацию для подтверждения правомерности применения налоговых вычетов по НДС и включения в состав расходов при исчислении налогооблагаемой прибыли стоимости приобретения товара, направив ее в проверяющий налоговый орган.
Просим пояснить: обязан ли проверяющий налоговый орган при вынесении решения по результатам выездной налоговой проверки принять во внимание дополнительные материалы встречной проверки, подтверждающие факт исправления допущенной поставщиком технической ошибки в книге продаж?
Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение от 23.07.2009 N 0221 по вопросу об учете налоговым органом при принятии решения по результатам выездной налоговой проверки документов, полученных при проведении встречной проверки, и сообщается следующее.
Указанное обращение не содержит достаточно информации о проведении налоговым органом встречной проверки.
Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" встречная проверка отменена.
Истребование документов (информации) о налогоплательщике или информации о конкретных сделках налогоплательщика может производиться в соответствии со статьей 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в период приостановления выездной налоговой проверки (пункт 9 статьи 89 Кодекса), а также в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля (пункт 2 статьи 93.1 и пункт 6 статьи 101 Кодекса).
Согласно подпунктам 11 и 12 пункта 3 статьи 100 Кодекса в акте налоговой проверки указываются сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки и документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых.
Акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Согласно абзацу второму пункта 4 статьи 101 Кодекса при рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного лица, и иные документы, имеющиеся у налогового органа.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в силу пункта 2 статьи 101 Кодекса вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки, в том числе материалов, полученных в результате дополнительных мероприятий налогового контроля.
Учитывая изложенное, полагаем, что решение по результатам выездной налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля принимается на основании всех материалов, имеющихся у налогового органа.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин обращает внимание, что действующая редакция НК РФ не предусматривает проведения встречной налоговой проверки.
Документы о налогоплательщике или информация о его конкретных сделках может истребоваться в период приостановления выездной налоговой проверки, а также в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля.
При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у проверяемого лица, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного лица, а также иные документы, имеющиеся у налогового органа.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения ее материалов, в том числе полученных в результате дополнительных мероприятий налогового контроля.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 14 сентября 2009 г. N 03-02-07/1-425
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь", сентябрь 2009 г., N 38, в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 29 сентября 2009 г. N 36