Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 14 сентября 2009 г. N 03-07-05/42
Вопрос: В учетной политике Банка определен метод учета имущества в соответствии с п. 5 ст. 170 НК РФ. Банк заключает с заемщиком соглашение о предоставлении отступного по заложенному имуществу в счет погашения обязательств заемщика (кредита, процентов за кредит, неустойки) по кредитному договору. В дальнейшем, Банк не планирует использование в своей банковской деятельности имущества, полученного в виде отступного, и осуществляет продажу данного актива. При проведении данной хозяйственной операции Банк не имеет коммерческой цели - получение прибыли, а использует его в качестве инструмента для возврата собственных денежных средств путем перевода полученного актива в денежную форму.
Может ли Банк при принятии имущества к учету в виде отступного, а также при дальнейшем его выбытии, воспользоваться п. 3 ст. 154 НК РФ, учитывая изложенные обстоятельства?
Ответ: В связи с вашим письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при реализации имущества, полученного банком по соглашению о предоставлении отступного, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
В соответствии с пунктом 3 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как разница между ценой реализуемого имущества, исчисляемой с учетом положений статьи 40 Кодекса, с учетом налога на добавленную стоимость, акцизов (для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок) при реализации имущества, подлежащего учету с учетом уплаченного налога на добавленную стоимость.
Согласно пункту 5 статьи 170 Кодекса банки имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). Указанные суммы налога учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе прочих расходов в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса при условии соответствия критериям, предусмотренным статьей 252 данной главы Кодекса.
Таким образом, банки, применяющие для целей исчисления налога на добавленную стоимость нормы пункта 5 статьи 170 Кодекса, не учитывают в стоимости имущества суммы налога по полученному по соглашению о предоставлении отступного имуществу, а включают указанные суммы налога в затраты при исчислении налога на прибыль организаций. При этом указанный порядок применяется в отношении имущества, как используемого для осуществления банковской деятельности, так и предназначенного для перепродажи.
В связи с этим, по нашему мнению, не имеется оснований для применения банками порядка определения налоговой базы, установленного пунктом 3 статьи 154 Кодекса, при реализации имущества, полученного по соглашению о предоставлении отступного.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин России пояснил, что при получении банками имущества в качестве отступного суммы НДС не учитываются в его стоимости, а включаются в состав расходов при налогообложении прибыли.
Данный порядок применяется в отношении имущества, как используемого для ведения банковской деятельности, так и предназначенного для перепродажи.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 14 сентября 2009 г. N 03-07-05/42
Текст письма официально опубликован не был