В целях реализации Плана совместных действий Правительства Республики Беларусь и Правительства Российской Федерации по минимизации последствий финансового кризиса, улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли подписан приказ Минэкономразвития России от 8 апреля 2009 г. N 123 "О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 5 декабря 2008 г. N 427" (далее - приказ N 123).
В связи с поступающими вопросами о применении приказа N 123 Минэкономразвития России и ФАС России направляют настоящие разъяснения по отдельным вопросам.
Вопрос 1. В каких случаях предоставляются преференции участникам размещения заказов, заявки которых содержат предложения о поставке товаров белорусского происхождения?
Ответ. Приказ N 123 установил равный доступ к государственным закупкам для товаров российского происхождения и товаров белорусского происхождения по перечню, установленному вторым абзацем пункта 1.1 приказа.
До вступления в силу приказа N 123 положения приказа N 427 преференции предоставлялись участникам размещения заказа, предлагающим к поставке товары российского происхождения, по отношению к участникам размещения заказа, предлагающим к поставке товары, происходящие из иностранных государств, в том числе из Республики Беларусь.
Преференции участникам размещения заказов, заявки которых содержат предложения о поставке товаров белорусского происхождения, предоставляются при одновременном соблюдении следующих условий:
1) заказ размещается путем проведения конкурса или аукциона;
2) предметом государственного или муниципального контракта является поставка товаров, указанных в абзаце 2 пункта 1.1 Приказа (при этом в состав конкурса, аукциона (лота) включены только товары, указанные в Приказе);
3) в конкурсной документации (документации об аукционе) установлен приоритет товарам российского и белорусского происхождения по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства;
4) к участию в торгах допущены более одного участника размещения заказа или более одного участника аукциона участвовали в аукционе. При этом не менее, чем одна заявка на участие в торгах участника, допущенного к участию в торгах, содержит предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, указанных в пункте 1 Приказа, и не менее, чем одна заявка на участие в торгах участника, допущенного к участию в торгах, содержит предложение о поставке товаров российского происхождения и не менее чем одна заявка на участие в торгах участника, допущенного к участию в торгах, содержит предложение о поставке товаров белорусского происхождения. При этом заявка на участие в торгах участника, допущенного к участию в торгах, содержащая предложение о поставке товаров белорусского происхождения, подана раньше заявки на участие в торгах участника, допущенного к участию в торгах, содержащего предложение о поставке товаров российского происхождения.
Таким образом, преференции участникам размещения заказов, заявки которых содержат предложения о поставке товаров белорусского происхождения, не предоставляются, в частности, в следующих случаях:
- заказ размещается путем проведения открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии со статьей 55 Закона;
- если заявки участников конкурса, участников аукциона содержат предложения только о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или в аукционе участвовали только участники аукциона, заявки на участие в аукционе которых содержат предложения о поставке товаров, указанных в абзаце 2 пункта 1.1 приказа и происходящих из иностранных государств;
- в составе одного конкурса (лота) или одного аукциона (лота) предполагается к поставке несколько видов товаров, часть из которых включена в перечень товаров, на которые предоставляются преференции в соответствии с абзацем 2 пункта 1.1 Приказа, а часть - не включена;
- в составе одного конкурса (лота) или одного аукциона (лота) предполагается к поставке несколько видов товаров, и участник конкурса или участник аукциона, признанный победителем аукциона, в своей заявке предлагает поставить товары, указанные в абзаце 2 пункта 1.1 Приказа, часть из которых является товарами белорусского происхождения, а часть - российского или иностранного происхождения (смешанный лот) и т.д.
Вопрос 2. Каков порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе по критерию "цена контракта" участников размещения заказа, заявки которых содержат предложения о поставке товаров, указанных в пункте 1 приказа, происходящих из иностранных государств?
Ответ. Приказ N 123 изменил порядок расчета размера преференций при размещении заказов путем проведения конкурса (пункт 3 приказа N 427).
До вступления в силу приказа N 123 положения приказа N 427 предусматривали следующий порядок расчета размера преференций: повышающий 15 процентный коэффициент к цене контракта, предложенной в указанных заявках, рассчитывался от начальной (максимальной) цены государственного (муниципального) контракта.
В соответствии с новым порядком (приказ N 123) при размещении заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе, которые содержат предложения о поставке товаров, указанных в пункте 1 приказа, происходящих из иностранных государств, по критерию "цена контракта" производятся с применением к цене контракта, предложенной в указанных заявках, повышающего 15 процентного коэффициента.
Пример.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 000 000 рублей.
Заявка N 1 (российский товар) - 800 000 рублей.
Заявка N 2 (товар иностранного происхождения) - 700 000 рублей.
Показатели по критерию "функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара" в заявках N 1 и N 2 одинаковые.
Критерии оценки: 80% - цена контракта (Kh = 0,8);
20% - функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара (Kа = 0,2).
Рекомендуемая формула оценки и сопоставления заявок по критерию "цена контракта":
Для поставщиков, предлагающих российские товары:
Bhi = Kh х (Hmax - Hi)/Hmax
Для поставщиков, предлагающих товары иностранного происхождения:
Bhi = Kh х (Hmax - Hi х 1,15)/Hmax
При этом, если Hi х 1,15 > Нmax, то Bhi принять равным нулю.
где:
Bhi - рейтинг, присуждаемый i-ой заявке на участие в конкурсе по критерию "цена контракта";
Hmax - начальная (максимальная) цена контракта, установленная в конкурсной документации;
Hi - предложение i-го участника конкурса по цене контракта;
Kh - весовой коэффициент критерия "цена контракта".
Таким образом, рейтинг участника конкурса N 1 (российский товар) равняется:
Bh"1" = Kh х (Hmax - H"1")/Hmax = 0,8 х (1 000 000 - 800 000)/1 000 000 = 0,16
Рейтинг участника конкурса N 2 (товар иностранного происхождения) равняется:
Bh"2" = Kh х (Hmax - (H"2" х 1,15))/Hmax = 0,8 х (1 000 000 - 700 000 х 1,15)/1 000 000 = 0,156
Далее осуществляется оценка и сопоставление заявок по иным критериям, указанным в конкурсной документации (см. применение Таблица 1).
Государственный или муниципальный контракт с победителем конкурса заключается по цене, указанной в его заявке (таким образом, преференция применяется только для целей оценки и сопоставления заявок).
В случае, если несколькими участниками конкурса представлены одинаковые условия исполнения контракта с учетом предоставления преференции, государственный или муниципальный контракт заключается с участником конкурса, имеющим право на предоставление преференции (примечание к пункту 3 приказа).
Вопрос 3. Каков порядок предоставления преференций при проведении аукционов?
Ответ. Приказ N 123 изменил порядок расчета размера преференций при размещении заказов путем проведения аукциона (пункт 4 приказа N 427).
В соответствии с приказом N 427 контракт с победителем аукциона заключался по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от начальной (максимальной) цены государственного (муниципального) контракта.
В соответствии с новым порядком (приказ N 123) в случае, если победителем аукциона признан участник аукциона, заявка которого содержит предложение о поставке товара, указанного в пункте 1 Приказа, происходящего из иностранного государства, государственный (муниципальный) контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15% от предложенной цены государственного (муниципального) контракта.
Пример.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 000 000 рублей.
Победитель аукциона - участник аукциона, заявка которого содержит предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства.
Цена, предложенная победителем аукциона, - 500 000 рублей.
Цена, по которой будет заключаться государственный или муниципальный контракт с таким победителем, с учетом предоставления преференции определяется по следующей формуле:
Bh = H х 0,85
где:
Bh - цена, по которой будет заключаться государственный или муниципальный контракт с победителем аукциона, заявка которого содержит предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства;
H - цена контракта, предложенная победителем аукциона.
Таким образом, государственный или муниципальный контракт с победителем аукциона будет заключаться по цене:
Bh = H х 0,85 = 500 000 х 0,85 = 425 000 рублей.
Вопрос 4. Какие документы, подтверждающие страну происхождения товара, обязан представить поставщик, с которым заключен государственный или муниципальный контракт, при исполнении государственного или муниципального контракта?
Ответ.
Приказ N 427 дополнен новым пунктом 7 в соответствии с которым в государственном или муниципальном контракте рекомендуется указывать страну происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке участника конкурса или аукциона, с которым заключается государственный или муниципальный контракт и данные документа, подтверждающего страну происхождения товара, при наличии такого документа.
Таким образом, заказчик включает в государственный или муниципальный контракт, сведения о стране происхождения товара на основании информации о стране происхождения товара, которую участник размещения заказа, с которым заключается государственный или муниципальный контракт, указал (продекларировал) в заявке на участие в торгах.
В случае наличия у участника размещения заказа, с которым заключается государственный или муниципальный контракт, документа, подтверждающего страну происхождения товара, данные такого товара также вносятся в государственный или муниципальный контракт.
Требовать от поставщика в обязательном порядке предоставление документа, подтверждающего страну происхождения, заказчик не вправе.
Просим довести данное письмо до сведения всех подведомственных государственных и муниципальных заказчиков.
Статс-секретарь - заместитель |
А.Ю. Цариковский |
Статс-секретарь - заместитель |
А.В. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В рамках госзаказов участники торгов - поставщики российской продукции получают 15-процентную преференцию в отношении цены контракта (по сравнению с поставщиками иностранной продукции).
Рассмотрены вопросы о предоставлении преференций участникам заказа, предлагающим белорусские товары, об оценке заявок и о документах, подтверждающих страну происхождения продукции.
Преференции предоставляются при определенных условиях, которые должны соблюдаться одновременно. Приведем наиболее важные.
К поставке должны быть заявлены только определенные товары (яйца, мясо, рыба, сахар, льняное волокно, прокат черных металлов, тракторы, комбайны, грузовики, автобусы и т. д.).
Приоритет устанавливается товарам российского и белорусского происхождения.
Необходимо, чтобы в заказе участвовало более 1 претендента. Должно быть выставлено как минимум по одной заявке на поставку товаров российского, белорусского и иностранного происхождения.
Как указывалось выше, в отношении цены контракта предоставляется 15-процентная преференция. Раньше этот коэффициент рассчитывался от начальной (максимальной) цены контракта. Теперь он применяется к предложенной цене.
Если несколькими участниками конкурса предложены одинаковые условия исполнения контракта с учетом предоставления преференции, он заключается с тем, кто имеет на нее право.
Если победителем аукциона признан участник, заявка которого содержит предложение о поставке иностранных товаров, контракт заключается по цене, сниженной на 15% от предложенной.
В государственном или муниципальном контракте рекомендуется указывать страну происхождения товара на основании сведений, содержащихся в заявке, и данные подтверждающего документа (при его наличии).
Заказчик не вправе требовать от поставщика документа, подтверждающего страну происхождения товара.
Письмо Федеральной антимонопольной службы и Министерства экономического развития РФ от 17, 18 августа 2009 г. NN АЦ/27508, 13498-АП/Д05 "О разъяснении вопросов, связанных с применением приказа Минэкономразвития России от 5 декабря 2008 г. N 427 (в редакции от 8 апреля 2009 г. N 123) "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд"
Текст письма официально опубликован не был