Методика проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами
(утв. МВД РФ 9 июня 2009 г.)
Согласно Информационному сообщению Генеральной прокуратуры РФ от 2 февраля 2010 г. настоящая Методика отменена и отозвана с исполнения как не прошедшая процедуру государственной регистрации в Минюсте РФ
Вводится в действие с 01.11.2011 г.,
с правом досрочного применения
I. Общие положения
1. Настоящая Методика проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами*(1) устанавливает формы, методы и порядок проведения экзаменов в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации*(2), а также систему оценки знаний и навыков кандидатов в водители.
2. Квалификационные экзамены на получение права на управление транспортными средствами*(3) проводятся с целью определения возможности выдачи кандидатам в водители*(4) водительских удостоверений в порядке, предусмотренном Правилами сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. N 1396*(5).
3. Экзамены в общем виде состоят из трех частей: теоретического экзамена и двух этапов практического экзамена.
Для получения права на управление транспортными средствами соответствующих категорий у кандидатов в водители принимаются следующие экзамены:
на категорию "А" - теоретический экзамен и первый этап практического экзамена;
на категории "В", "С", "D" - теоретический экзамен, первый и второй этапы практического экзамена;
на категории "BE", "CE", "DE" - первый и второй этапы практического экзамена;
на категории "трамвай", "троллейбус" - теоретический экзамен.
4. Теоретический экзамен проводится методом программированного контроля знаний с использованием соответствующей автоматизированной системы.
Примечание. С учетом социально-экономических и иных характеристик соответствующей территории допускается осуществлять прием экзамена методом программированного контроля знаний с использованием соответствующей автоматизированной системы на территории обслуживания ближайшего экзаменационного подразделения соответствующего субъекта Российской Федерации.
5. Первый этап практического экзамена проводится на автоматизированном автодроме.
Примечание. С учетом социально-экономических и иных характеристик соответствующей территории допускается осуществлять прием экзамена на автоматизированном автодроме, расположенном на территории обслуживания ближайшего экзаменационного подразделения соответствующего субъекта Российской Федерации.
6. Второй этап практического экзамена проводится на испытательном маршруте в условиях реального дорожного движения.
7. Общие требования к автоматизированной системе, используемой при приеме теоретического экзамена, автоматизированному автодрому, оборудованию зон выполнения испытательных упражнений для проведения первого этапа практического экзамена и испытательным маршрутам приведены соответственно в приложениях NN 1-4 к Методике.
8. Практический экзамен принимается на транспортном средстве*(6) той категории, на право управления которой будет выдаваться водительское удостоверение:
"А" - на двухколесных мотоциклах;
"В" - на автомобилях, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8, способных по своим техническим характеристикам развивать скорость не менее 100 км/ч;
"С" - на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 7000 кг;
"D" - на автобусах, вместимость которых не менее 28 сидячих мест и длина не менее 7,0 м;
"ВЕ" - на автомобилях, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8, способных по своим техническим характеристикам развивать скорость не менее 100 км/ч, с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не менее 1000 кг, а разрешенная максимальная масса состава ТС превышает 3500 кг;
"СЕ" - на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 7000 кг с прицепом, имеющим не менее двух осей с расстоянием между ними более 1 м, или полуприцепом;
"DE" - на сочлененных автобусах или автобусах, вместимость которых не менее 28 сидячих мест и длина не менее 7,0 м с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не менее 1000 кг.
Примечания.
1. Прием экзаменов у лиц с ограниченными физическими возможностями, допущенных по медицинским показаниям к управлению ТС соответствующих категорий с ограничениями, осуществляется на ТС, конструкция которых отвечает имеющимся медицинским предписаниям.
2. Для приема первого этапа практического экзамена должны использоваться ТС, имеющие следующие, помимо изложенных выше, характеристики:
для категории "В" - длина не менее 3,8 м, ширина не менее 1,6 м, расстояние между осями колес*(7) не менее 2,2 м, минимальный радиус поворота не менее 4,2 м;
для категории "С" - длина не менее 6,0 м, ширина не менее 2,0 м, база не менее 3,3 м, минимальный радиус поворота не менее 5,8 м.
для категории "D" - длина не менее 7,0 м, ширина не менее 2,0 м, база не менее 3,5 м, минимальный радиус поворота не менее 7,8 м.
9. Используемые для приема экзаменов ТС должны соответствовать требованиям Правил дорожного движения Российской Федерации*(8) и Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения*(9), утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090.
Исправное техническое состояние ТС должно быть подтверждено соответствующим документом о прохождении государственного технического осмотра.
10. Используемые для приема экзаменов ТС должны быть дополнительно оборудованы:
при проведении первого этапа практического экзамена на автоматизированном автодроме - соответствующими датчиками и системами приема и передачи информации в диспетчерский пункт автодрома;
при проведении второго этапа практического экзамена - аппаратно-программными комплексами, обеспечивающими аудио- и видеонаблюдение за дорожной обстановкой, действиями кандидата в водители, экзаменатора (помощника экзаменатора), а также регистрацию полученной информации*(10), общие требования к которым приведены в приложении N 5 к Методике.
11. Изменение конструкции ТС, связанное с установкой дополнительных педалей управления, зеркал заднего вида, опознавательных знаков "учебное транспортное средство", должно быть оформлено в соответствии с Порядком контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации*(11) и подтверждено соответствующей записью в свидетельстве о регистрации транспортного средства о внесении изменений в регистрационные данные ТС*(12).
12. Каждая из частей экзаменов оценивается независимо друг от друга по следующей системе: положительная оценка - "СДАЛ", отрицательная - "НЕ СДАЛ".
Экзамены сдаются в следующей последовательности: сначала теоретический, затем - практический. Кандидат в водители, не сдавший теоретический экзамен, к практическому экзамену не допускается. Повторный экзамен, как теоретический, так и практический, назначается не ранее чем через 7 дней со дня проведения предыдущего*(13).
Положительная оценка, полученная на первом этапе практического экзамена, считается действительной в течение срока действия положительной оценки, полученной на теоретическом экзамене.
В случае если кандидат в водители получил отрицательную оценку за какую-либо из частей практического экзамена, пересдача ранее сданных частей экзамена в период действия положительной оценки не требуется.
13. Оценки, полученные кандидатом в водители в ходе экзаменов, заносятся в экзаменационный лист (приложение N 6 к Методике) и протокол приема квалификационных экзаменов (приложение N 3 к Инструкции о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации*(14)).
14. По окончании каждой части (этапа) экзаменов экзаменационный лист с итоговой оценкой подписывается экзаменатором и кандидатом в водители.
15. Аудио- и видеоинформация, записанная с использованием АПК "АВН" в ходе второго этапа практического экзамена, хранится в экзаменационном подразделении в течение 12 месяцев с даты соответствующего экзамена. Она может быть использована в случае обжалования кандидатом в водители результатов экзамена в установленном порядке.
Запрещается передача информации без согласия кандидата в водители для опубликования (трансляции).
Копия аудио- и видеоинформации на основании письменного запроса выдается судам, органам прокуратуры, следствия, дознания в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими делами, делами об административных правонарушениях и другим органам в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
II. Методика проведения теоретического экзамена
Содержание экзамена
16. Экзамен проводится с целью проверки теоретических знаний и определения возможности допуска кандидатов в водители к практическому экзамену либо в случаях, предусмотренных Правилами, вынесения решения о возможности выдачи водительского удостоверения
17. При проведении теоретического экзамена проверяется знание кандидатом в водители:
ПДД;
основ безопасного управления ТС;
законодательства Российской Федерации в части, касающейся обеспечения безопасности дорожного движения, а также уголовной, административной и гражданской ответственности водителей ТС;
технических аспектов безопасного управления ТС;
факторов, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий;
элементов конструкции ТС, состояние которых влияет на безопасность дорожного движения;
методов оказания доврачебной медицинской помощи лицам, пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии*(15).
18. Экзамен проводится по вопросам, включенным в экзаменационные билеты*(16), утвержденные в порядке, установленном Правилами.
Билеты сгруппированы в комплекты по соответствующим категориям ТС:
комплект "А" и "В" - для приема теоретических экзаменов на право управления ТС категорий "А" и "В";
комплект "С" и "D" - для приема теоретических экзаменов на право управления ТС категорий "С", "D", "трамвай" и "троллейбус"*(17).
19. Каждый билет содержит 20 вопросов. На каждый вопрос приведено от двух до пяти ответов, один из которых правильный. Все экзаменационные вопросы объединены в 4 группы по 40 тематических блоков, состоящих из 5 вопросов каждый (первая группа содержит вопросы NN 1-5 экзаменационных билетов; вторая - NN 6-10; третья - NN 11-15 и четвертая - NN 16-20). Билет состоит из четырех тематических блоков, каждый из которых выбран случайным образом из соответствующей группы. Перестановка вопросов между тематическими блоками не допускается.
Организация проведения экзамена
20. Для ответа на билет, состоящий из 20 вопросов, кандидату в водители предоставляется 20 минут. По истечении указанного времени экзамен прекращается, кроме случаев, предусмотренных пунктами 37 и 38 Методики.
21. Хронометраж времени осуществляется автоматически с момента вывода на экран монитора автоматизированного рабочего места*(18) кандидата в водители соответствующего билета.
22. Последовательность ответов на вопросы билета выбирается кандидатом в водители самостоятельно.
23. Экзамен проводится в помещении, оборудованном рабочими местами для кандидатов в водители и экзаменатора.
24. Планировка и оборудование помещения, используемого для приема теоретического экзамена, должны позволять экзаменатору осуществлять визуальный контроль за действиями кандидатов в водители. В указанном помещении не допускается использование информационных материалов, литературы или технических средств, позволяющих кандидатам в водители выбрать правильный ответ на какой-либо из вопросов билетов.
Порядок проведения экзамена
25. Перед началом экзамена экзаменатором производится проверка работоспособности автоматизированной системы в целом и каждого АРМ. Неисправные АРМ кандидатов в водители для экзаменов не используются.
26. Экзаменатор устанавливает личность кандидата в водители, предлагает кандидату в водители занять рабочее место, знакомит с порядком проведения экзамена и системой оценки его результатов.
27. Перед началом экзамена на экране монитора отображаются номер АРМ, наименование комплекта экзаменационных билетов, по которому поводится экзамен, а также фамилия, имя, отчество кандидата в водители, назначенного для сдачи экзамена за данным АРМ.
Билет формируется и выводится на экран монитора только после двойного нажатия кандидатом в водители соответствующей клавиши на клавиатуре АРМ или иным способом, определяемым применяемым техническим оборудованием.
28. В ходе экзамена на экране монитора АРМ кандидата в водители отображаются вопросы билета и время, оставшееся до конца экзамена.
29. Графическое изображение вопросов на экране монитора должно быть идентично изображению соответствующих вопросов экзаменационных билетов, утвержденных в порядке, установленном Правилами.
30. Для исключения ошибок, вызванных случайным нажатием клавиш, кандидат в водители должен продублировать выбранный им вариант ответа повторным нажатием соответствующей клавиши или иным способом, определяемым применяемым техническим оборудованием.
31. Информация о правильности ответов на вопросы билета должна отображаться на АРМ кандидата в водители:
по окончании времени, отведенного для ответов на вопросы билета;
по окончании времени, отведенного для ответов на вопросы дополнительных тематических блоков в случаях, предусмотренных пунктами 37 и 38 Методики;
после ответов на все вопросы билета и или ответов на вопросы дополнительных тематических блоков в случаях, предусмотренных пунктами 37 и 38 Методики;
после трех неправильных ответов на вопросы билета;
после двух неправильных ответов на вопросы одного тематического блока билета;
после одного неправильного ответа на вопросы дополнительных тематических блоков в случаях, предусмотренных пунктами 37 и 38 Методики.
При этом на экран монитора выводится итоговая оценка за экзамен, информация о правильных и неправильных ответах, о предоставлении возможности ответов на вопросы дополнительных тематических блоков в случаях, предусмотренных пунктами 37 и 38 Методики, а также время, затраченное на экзамен.
По запросу кандидата в водители путем нажатия соответствующей клавиши или иным способом, определяемым применяемым техническим оборудованием, на экране монитора повторно отображаются вопросы билета, на которые был выбран неправильный ответ, с указанием правильного ответа.
32. Информация об ответах на вопросы билетов и результатах сдачи экзамена по каждому кандидату в водители автоматизированным способом формируется на мониторе АРМ экзаменатора для контроля, распечатки протокола приема квалификационных экзаменов и экзаменационного листа.
33. По запросу экзаменатора на мониторе его АРМ должны быть представлены комментарии к правильным ответам на вопросы билетов, по которым поводился экзамен.
34. В случае выявления неисправности АРМ кандидата в водители в ходе экзамена выставленная оценка аннулируется и экзамен проводится вновь на другом АРМ.
Система оценки
35. Оценка "СДАЛ" выставляется, если кандидат в водители в отведенное время ответил правильно на 20 вопросов билета.
36. Оценка "НЕ СДАЛ" выставляется, если кандидат в водители в отведенное время ответил правильно менее чем на 18 вопросов билета или допустил две ошибки в одном тематическом блоке, или в отведенное время не ответил на два вопроса в одном тематическом блоке. При этом экзамен прекращается, о чем информируется кандидат в водители.
37. В случае если при ответе на вопросы билета кандидат в водители допустил одну ошибку или в отведенное время не ответил на один вопрос, ему предоставляется возможность в течение 5 минут ответить на 5 вопросов одного дополнительного тематического блока. Дополнительный тематический блок выбирается из той же группы, что и тематический блок, при ответе на вопросы которого кандидатом в водители допущена ошибка или не дан ответ.
Если кандидат в водители в отведенное время ответил правильно на 5 вопросов дополнительного тематического блока, выставляется оценка "СДАЛ". В противном случае выставляется оценка "НЕ СДАЛ".
38. В случае если при ответе на вопросы билета кандидат в водители допустил две ошибки в разных тематических блоках, или в отведенное время не ответил на два вопроса в разных тематических блоках, или допустил одну ошибку и в отведенное время не ответил на один вопрос в разных тематических блоках, ему предоставляется возможность в течение 10 минут ответить на 10 вопросов двух дополнительных тематических блоков. Дополнительные тематические блоки выбираются из тех же групп, что и тематические блоки, при ответе на вопросы которых кандидатом в водители допущены ошибки, или не даны ответы, или допущена ошибка и не дан ответ.
Если кандидат в водители в отведенное время ответил правильно на 10 вопросов дополнительных тематических блоков, выставляется оценка "СДАЛ". В противном случае выставляется оценка "НЕ СДАЛ".
39. Если при ответе на вопросы билета кандидат в водители пользовался какой-либо литературой, техническими средствами или переговаривался с другими лицами, экзамен прекращается и кандидату в водители выставляется оценка "НЕ СДАЛ".
III. Методика проведения первого этапа практического экзамена
Содержание экзамена
40. Экзамен проводится с целью проверки у кандидатов в водители навыков управления ТС и определения возможности допуска к экзамену в условиях реального дорожного движения либо в случаях, предусмотренных Правилами, вынесения решения о возможности выдачи водительского удостоверения.
41. При проведении экзамена у кандидата в водители проверяются соответствующие умения и навыки управления ТС:
пользования органами управления, зеркалами заднего вида, ремнями безопасности;
начала движения;
маневрирования в ограниченном пространстве передним и задним ходом;
построения оптимальной траектории маневра;
оценки дистанции, интервала, габаритных параметров;
переключения передач (кроме ТС с автоматической трансмиссией);
остановки в обозначенном месте;
остановки и начала движения на подъеме;
постановки на стоянку параллельно краю проезжей части;
въезда в бокс задним ходом;
проезда пешеходного перехода, регулируемого перекрестка;
проезда нерегулируемого железнодорожного переезда;
применения аварийной сигнализации;
движения мотоцикла по колейной доске;
управления мотоциклом на малой скорости;
прямолинейного движения автопоезда задним ходом;
постановки автопоезда задним бортом к платформе.
42. Экзамен проводится путем последовательного выполнения испытательных упражнений. Последовательность выполнения испытательных упражнений, предусмотренных для ТС соответствующей категории, определяется схемой организации дорожного движения на автоматизированном автодроме.
43. При проведении экзамена на категорию "А" выполняются следующие испытательные упражнения:
N 1 "Старт";
N 2 "Габаритный коридор";
N 3 "Габаритный полукруг";
N 4 "Разгон - торможение";
N 5 "Змейка";
N 6 "Колейная доска";
N 7 "Движение с малой скоростью";
N 8 "Габаритная восьмерка";
N 9 "Финиш".
Примечание. При проведении экзамена на категорию "А" у лиц с ограниченными физическими возможностями, допущенных по медицинским показаниям к управлению трехколесными мототранспортными средствами или мотоциклами с боковым прицепом, выполняются следующие испытательные упражнения: N 1 "Старт", N 4 "Разгон - торможение", N 5 "Змейка", N 8 "Габаритная восьмерка", N 9 "Финиш".
44. При проведении экзамена на категории "В", "С", "D" выполняются следующие испытательные упражнения:
N 1 "Старт";
N 2 "Остановка и начало движения на подъеме";
N 3 "Проезд пешеходного перехода":
N 4 "Повороты на 90 градусов";
N 5 "Змейка";
N 6 "Разворот и парковка";
N 7 "Параллельная парковка задним ходом";
N 8 "Проезд регулируемого перекрестка";
N 9 "Проезд нерегулируемого железнодорожного переезда";
N 10 "Полоса разгона";
N 11 "Аварийная остановка";
N 12 "Финиш".
45. При проведении экзамена на категории "BE", "СЕ", "DE" выполняются следующие испытательные упражнения:
N 1 "Старт";
N 2 "Постановка к платформе задним бортом";
N 3 "Выезд от платформы на участок дороги";
N 4 "Прямолинейное движение в габаритном коридоре задним ходом";
N 5 "Прямолинейное движение в габаритном коридоре передним ходом";
N 6 "Финиш".
46. Условные обозначения, используемые на рисунках, иллюстрирующих испытательные упражнения, приведены в приложении N 7 к Методике.
Содержание испытательных упражнений, рисунки, контрольные таблицы для соответствующих категорий ТС приведены в приложениях NN 8-10 к Методике.
Организация проведения экзамена
47. Перед началом экзамена в присутствии экзаменатора производится проверка работоспособности автоматизированной системы автодрома путем включения соответствующей программы тестирования, а также наличия, исправности и правильности установки светофорного объекта, дорожных знаков, разметки в соответствии с экспликацией автодрома.
Примечание. Контроль работоспособности автоматизированной системы автодрома осуществляется в непрерывном режиме. При возникновении неисправности соответствующая информация выводится на экран монитора в диспетчерском пункте. При этом экзамен прекращается до устранения неисправности, а результаты экзамена в отношении кандидатов в водители, выполнявших испытательные упражнения с момента выявления неисправности, аннулируются.
48. Общее время выполнения испытательных упражнений () рассчитывается по формуле*(19) и используется в качестве одного из оценочных параметров при приеме экзамена.
49. Не допускается проведение экзамена в случаях, если:
ТС, используемые для приема экзаменов, не отвечают требованиям Методики;
неисправна автоматизированная система автодрома.
50. Перед началом выполнения испытательных упражнений ТС должно быть установлено в предстартовой зоне, двигатель прогрет и выключен, стояночный тормоз включен, рычаг механической коробки переключения передач в нейтральном положении (для автоматической трансмиссии орган управления режимами трансмиссии должен находиться в положении "Р").
51. Контроль выполнения упражнений осуществляется с помощью автоматизированной системы автодрома.
52. Посадка в ТС кандидата в водители перед началом выполнения испытательных упражнений и высадка из него после выполнения испытательных упражнений осуществляется под руководством работника автоматизированного автодрома.
53. Во время экзамена на территории автоматизированного автодрома не допускается движение ТС, кроме используемых для приема экзаменов, и пешеходов, кроме лиц, непосредственно занятых в приеме экзаменов.
Порядок проведения экзамена
54. Экзаменатор устанавливает личность кандидата в водители, знакомит кандидата в водители с порядком проведения экзамена и системой оценки его результатов.
55. По команде экзаменатора кандидат в водители выполняет соответствующий комплекс испытательных упражнений в соответствии с требованиями приложений NN 8-10 к Методике.
56. В случае выявления в ходе экзамена неисправности автоматизированной системы автодрома выставленная оценка аннулируется и экзамен проводится вновь.
Система оценки
57. Для каждого испытательного упражнения, а также всего комплекса испытательных упражнений в целом определен перечень ошибок, за которые кандидату в водители начисляются штрафные баллы, предусмотренные контрольными таблицами.
58. Оценка "СДАЛ" за экзамен выставляется, если кандидат в водители выполнил в установленное время все испытательные упражнения, предусмотренные комплексом, набрав при этом 20 и менее штрафных баллов.
59. Оценка "НЕ СДАЛ" за экзамен выставляется, если кандидат в водители набрал более 20 штрафных баллов, при этом экзамен прекращается, о чем информируется кандидат в водители.
IV. Методика проведения второго этапа практического экзамена
Содержание экзамена
60. Экзамен проводится с целью проверки у кандидатов в водители навыков управления ТС в условиях реального дорожного движения и вынесения решения о возможности выдачи водительского удостоверения.
61. При проведении экзамена у кандидатов в водители проверяется умение применять и выполнять требования ПДД по следующим разделам:
общие обязанности водителей;
применение специальных сигналов;
сигналы светофора и регулировщика;
применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки;
начало движения, маневрирование;
расположение транспортных средств на проезжей части;
скорость движения;
обгон, встречный разъезд;
остановка и стоянка;
проезд перекрестков;
пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств;
движение через железнодорожные пути;
приоритет маршрутных транспортных средств;
пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.
Организация проведения экзамена
62. Экзамен проводится одним из двух методов:
несколько кандидатов в водители поочередно осуществляют поездки по испытательному маршруту;
несколько кандидатов в водители осуществляют поездки по различным испытательным маршрутам одновременно.
Метод проведения экзамена выбирается в зависимости от количества испытательных маршрутов, экзаменаторов, кандидатов в водители и используемых для приема экзамена ТС.
63. Перед началом экзамена в присутствии экзаменатора проверяется соответствие ТС требованиям пунктов 9 и 10 Методики, включая работоспособность дополнительных педалей управления, исправность АПК "АВН" и настройку его видеокамер, а также правильность отображения штрафных баллов, вводимых с блока управления.
64. При проведении экзамена в ТС должны находиться кандидат в водители, экзаменатор, а также собственник ТС либо его представитель.
Примечание. При движении по испытательному маршруту собственник ТС (представитель собственника) должен находиться на сиденье, с которого осуществляется доступ к дублирующим органам управления.
65. Испытательный маршрут и последовательность выполнения заданий в процессе движения по нему определяются экзаменатором.
66. Контроль правильности выполнения заданий осуществляется экзаменатором визуально.
67. Продолжительность экзамена на испытательном маршруте - не менее 20 минут. Экзамен может быть прекращен досрочно при получении кандидатом в водители оценки "НЕ СДАЛ".
68. Не допускается проведение экзамена в случаях, если:
собственник ТС (представитель собственника) не имеет при себе водительского удостоверения и документа на право обучения вождению соответствующей категории ТС;
ТС не отвечает требованиям Методики;
испытательный маршрут не отвечает требованиям Методики и или условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
Порядок проведения экзамена
69. Экзаменатор устанавливает личность кандидата в водители, знакомит кандидата в водители с порядком проведения экзамена и системой оценки его результатов, включает АПК "АВН".
70. Перед началом экзамена ТС должно быть установлено в начале маршрута, двигатель прогрет и выключен, стояночный тормоз включен, рычаг механической коробки переключения передач в нейтральном положении (для автоматической трансмиссии орган управления режимами трансмиссии должен находиться в положении "Р").
71. По команде экзаменатора кандидат в водители осуществляет подготовку к движению и выполняет поездку по испытательному маршруту, следуя указаниям экзаменатора.
72. При движении по испытательному маршруту экзаменатор подает команды кандидату в водители, контролирует правильность выполнения заданий и фиксирует допущенные ошибки (в виде штрафных баллов) с помощью пульта управления АПК "АВН", которые автоматически отображаются на видеозаписи в виде соответствующих меток, суммируются и выводятся на экран монитора для оформления экзаменационного листа по окончании экзамена.
Команды кандидату в водители должны подаваться экзаменатором четко и своевременно. Необходимо предлагать кандидату в водители самому определить оптимальное место для выполнения маневра по заданию экзаменатора. Например, команды остановиться или развернуться должны подаваться соответственно в следующей форме: "Выберите место для остановки и остановитесь" или "Выберите место для разворота и развернитесь".
Запрещается провоцировать кандидата в водители к каким-либо действиям в нарушение требований ПДД, курить в ТС, включать радио- и другую звуковоспроизводящую аппаратуру. Мобильные телефоны в салоне ТС должны быть выключены.
73. При возникновении угрозы безопасности движения с целью предотвращения ДТП собственник ТС (представитель собственника) или экзаменатор, находящийся за дублирующими органами управления, обязан незамедлительно вмешаться в процесс управления ТС.
74. По окончании экзамена информация, записанная с помощью АПК "АВН", включая дату сдачи экзамена, время начала и окончания экзамена, общее количество набранных штрафных баллов, данные о кандидате в водители (личный номер заявителя), автоматически переносится в соответствующую автоматизированную базу данных ГИБДД или передается на внешних носителях в экзаменационное подразделение.
Система оценки
75. Контрольная таблица второго этапа практического экзамена с перечнем ошибок, нарушений пунктов ПДД и штрафных баллов приведена в приложении N 11 к Методике.
76. Оценка "СДАЛ" выставляется, если кандидат в водители в ходе экзамена не допустил ошибок или сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составила 20 и менее баллов.
77. Оценка "НЕ СДАЛ" выставляется, если сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составила более 20 баллов, при этом экзамен прекращается, о чем информируется кандидат в водители.
_____________________________
*(1) Далее - Методика.
*(2) Далее - Госавтоинспекция.
*(3) Далее - экзамены.
*(4) Кандидатами в водители считаются лица, желающие получить право на управление транспортными средствами соответствующих категорий, а также лица, для которых нормативными правовыми актами предусмотрена сдача квалификационных экзаменов.
*(5) Далее - Правила.
*(6) Далее - ТС.
*(7) Далее - база.
*(8) Далее - ПДД.
*(9) Далее - Основные положения.
*(10) Далее - АПК "АВН".
*(11) Приказ МВД России от 7 декабря 2000 г. N 1240 "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору" (зарегистрирован в Минюсте России 25 января 2001 г., регистрационный N 2548).
*(12) Приказ МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (зарегистрирован в Минюсте России 30 декабря 2008 г., регистрационный N 13051).
*(13) Пункт 21 постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. N 1396.
*(14) Приказ МВД России от 20 июля 2000 г. N 782 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1996 г. N 1396" (зарегистрирован в Минюсте России 11 августа 2000 г., регистрационный N 2349).
*(15) Далее - ДТП.
*(16) Далее - билеты.
*(17) Кандидаты в водители, прошедшие подготовку по программе подготовки водителей ТС категорий "В, С", сдают теоретический экзамен по комплекту билетов "С" и "D".
*(18) Далее - АРМ.
*(19) Формула расчета общего времени выполнения испытательных упражнений ():
,
где - общая протяженность пути прохождения комплекса испытательных упражнений на автодроме (за исключением зон испытательных упражнений, на выполнение которых Методикой устанавливаются нормативы времени), м;
- средняя скорость движения по автодрому (принимается равной 10 км/ч), м/мин;
- суммарное время выполнения упражнений, на которые Методикой устанавливаются нормативы времени), мин.
Начальник Департамента обеспечения |
В.Н. Кирьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Установлены формы, методы и порядок проведения экзаменов в ГИБДД на право управления транспортными средствами.
Экзамен включает теоретическую часть и практическую (I этап - на автоматизированном автодроме, II - на испытательном маршруте в условиях реального дорожного движения). Теоретический экзамен проводится методом программированного контроля знаний с использованием соответствующей автоматизированной системы.
На категорию "А" сдается теоретический экзамен и первый этап практического; "В", "С", "D" - теоретический и оба этапа практического; "BE", "CE", "DE" - первый и второй этапы практического; "трамвай", "троллейбус" - теоретический.
Закреплена система оценки знаний и навыков кандидатов в водители.
Методика вводится в действие с 1 ноября 2011 г. с правом досрочного применения.
Методика проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами (утв. МВД РФ 9 июня 2009 г.)
Вводится в действие с 1 ноября 2011 г.
Текст методики размещен на сайте Госавтоинспекции МВД России в Internet (http://www.gibdd.ru)
Согласно Информационному сообщению Генеральной прокуратуры РФ от 2 февраля 2010 г. настоящая Методика отменена и отозвана с исполнения как не прошедшая процедуру государственной регистрации в Минюсте РФ