Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 21 октября 2009 г. N 03-08-10
В связи с Вашим письмом о налогообложении представительства Вашей авиакомпании в Российской Федерации сообщаем следующее.
Согласно положениям статьи 7 "Прибыль от предпринимательской деятельности" Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 13.04.2000 г. (далее - Конвенция) прибыль предприятия Австрии может облагаться налогом в России только в тех случаях, когда австрийское предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность через находящееся в России постоянное представительство (определяемое согласно положениям статьи 5 "Постоянное представительство" Конвенции). В этом случае часть прибыли предприятия Австрии, относящаяся к этому постоянному представительству, облагается российским налогом на прибыль организаций.
В то же время оказание услуг в области международных перевозок рассматривается Конвенцией как особый вид предпринимательской деятельности, на которую не распространяется концепция постоянного представительства, в связи с чем положения о налогообложении прибыли от такой деятельности выделены в Конвенции в специальную статью - статью 8 "Международные перевозки".
Согласно положениям данной статьи прибыль, которую предприятие Австрии получает от эксплуатации морских или воздушных судов в международных перевозках, облагается налогом только в Австрии.
Следует отметить, что при заключении Конвенции договаривающиеся стороны руководствовались Моделью конвенции по налогам на доход и капитал Организации экономического сотрудничества и развития (далее - Модель ОЭСР) и комментариями к ней, в связи с чем текст пункта 1 статьи 8 Конвенции в целом соответствует пункту 1 статьи 8 Модели ОЭСР.
В соответствии с комментариями к пункту 1 статьи 8 Модели ОЭСР прибыль от эксплуатации судов в международных перевозках является достаточно широким понятием и включает любую прибыль, которую соответствующее предприятие получает в связи с перевозкой пассажиров и грузов. По нашему мнению, на прибыль от оформления пассажирских билетов и грузовых накладных, если эта деятельность непосредственно связана с международными перевозками, распространяются положения пункта 1 статьи 8 "Международные перевозки" Конвенции.
Кроме того, комментарии к пункту 1 статьи 8 Модели ОЭСР позволяют применять положения указанного пункта к прибыли и от другой деятельности при условии, что эта деятельность является сопутствующей эксплуатации судов в международных перевозках. В частности, к такой прибыли в соответствии с указанными комментариями может относиться прибыль от сдачи в аренду судов и грузовых контейнеров, а также хранения последних; от оформления билетов, багажа и грузов; от перевозок пассажиров и грузов другими предприятиями по соглашениям типа code-sharing и slot-chartering arrangements; от перевозок пассажиров в аэропорт и обратно собственным сухопутным транспортом; от продажи билетов других авиакомпаний в пункте продаж собственных билетов; от рекламы других транспортных предприятий в собственных офисах; от оказания услуг другим предприятиям за счет собственного инженерного и технического персонала, находящегося в портах и т.п.
Исходя из изложенного, если согласно положениям Конвенции деятельность австрийской компании по оказанию услуг в области международных перевозок не может привести к образованию в Российской Федерации постоянного представительства, то данная компания не будет являться плательщиком российского налога на прибыль организаций, в т.ч. в отношении доходов от деятельности, сопутствующей эксплуатации воздушных судов в международных перевозках.
В соответствии с положениями подпункта 5 пункта 1.1, а также подпунктов 4.1 и 4.2 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) территория Российской Федерации не признается местом реализации услуг по перевозке и (или) транспортировке, а также услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой. Следовательно, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса реализация данных услуг не является объектом налогообложения российским налогом на добавленную стоимость.
Нам известно, что представительства иностранных авиакомпаний, включая российские, в государствах - членах ЕС не признаются постоянными представительствами и плательщиками налога на прибыль и налога на добавленную стоимость и не представляют соответствующей налоговой отчетности в местные налоговые органы. В связи с этим считаем возможным на основе принципа взаимности сохранить существовавший ранее аналогичный порядок, при котором представительство австрийской авиакомпании в России, не являясь плательщиком налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость, не представляло налоговых деклараций в российские налоговые органы.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России N 03-02-07/2-138 от 07.08.2007 г. направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Как указал Минфин, если деятельность австрийской авиакомпании не приводит к образованию в России постоянного представительства, то она не является плательщиком российского налога на прибыль, в т. ч., в отношении доходов от деятельности, сопутствующей эксплуатации воздушных судов в международных перевозках.
К последней могут относится сдача в аренду судов и грузовых контейнеров; оформление билетов, багажа и грузов; перевозки пассажиров и грузов другими предприятиями по соглашениям типа code-sharing и slot-chartering arrangements; перевозки пассажиров в аэропорт и обратно собственным сухопутным транспортом. Продажа билетов других авиакомпаний, реклама других транспортных предприятий в собственных офисах, оказание услуг иным предприятиям за счет собственного инженерного и технического персонала, находящегося в портах, также являются деятельностью, сопутствующей эксплуатации воздушных судов в международных перевозках.
Кроме того, согласно НК РФ указанные услуги не облагаются НДС.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 21 октября 2009 г. N 03-08-10
Текст письма официально опубликован не был