Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Минюста РФ
от 24 июля 2009 г. N 227
Решение коллегии Минюста РФ от 15 июля 2009 г.
"Об осуществлении органами юстиции полномочий в области обеспечения судебной деятельности"
Рассмотрев вопрос "Об осуществлении органами юстиции полномочий в области обеспечения судебной деятельности", коллегия Министерства юстиции Российской Федерации отмечает, что данное направление работы являлось одним из приоритетных и получило дальнейшее развитие.
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов, в сфере адвокатуры и нотариата, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере адвокатуры и нотариата, осуществление организационного и методического руководства деятельностью судебно-экспертных учреждений Минюста России.
Министерство юстиции Российской Федерации, реализуя свои функции в пределах компетенции, а также обеспечивая деятельность подведомственных федеральных служб и курируемых юридических корпораций, содействует повышению эффективности национального судопроизводства посредством разработки необходимой нормативной правовой базы, проведения мониторинга законодательства и правоприменения, обеспечения свободного доступа граждан к квалифицированной юридической помощи, роста правовой культуры населения.
К установленным полномочиям Минюста России относятся также обобщение практики деятельности подведомственных федеральных служб и принятие мер, направленных на ее совершенствование, в том числе по исполнению судебных решений.
Федеральной службой судебных приставов в 2007 г. окончено фактическим исполнением около 6 млн. исполнительных производств, в 2008 г. их количество возросло до 7,5 млн. В первом полугодии 2009 г. фактическим исполнением окончено около 3 млн. исполнительных производств.
Силами судебных приставов также обеспечивается охрана зданий арбитражных судов и судов общей юрисдикции, большинства участков мировых судей.
Вместе с тем эффективность этой работы сдерживается недостаточностью оборудования судов техническими средствами охраны и системами защиты. Так, в 2008 г. обеспеченность арбитражных судов стационарными металлодетекторами составила 76%, камерами видеонаблюдения - 82%. Каждое третье помещение судов общей юрисдикции не оборудовано камерами видеонаблюдения. Оснащение техническими средствами охраны участков мировых судей составляет лишь около 3%.
По признакам преступления, предусмотренного статьей 297 Уголовного кодекса Российской Федерации (неуважение к суду), в 2008 г. ФССП России возбуждено 349 уголовных дел, в первом полугодии 2009 г. - 230.
Федеральной службой исполнения наказаний принимаются определенные меры по исполнению судебных решений в части удержания из заработной платы осужденных денежных средств по исполнительным документам.
Однако негативные явления в экономике, приведшие к потере значительного количества рабочих мест, а также несовершенство законодательства Российской Федерации не позволяют обеспечить исполнение решений судов по указанным выплатам в полной мере.
В целях более эффективного обеспечения судебной деятельности принимаются меры по минимизации сроков производства судебных экспертиз. Так, по инициативе Минюста России штатная численность государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России (далее - СЭУ) в 2009 г. увеличена на 100 единиц.
Тем не менее даже с учетом данного увеличения нагрузки на одного эксперта превышают установленную норму более чем в 2 раза. Кроме того, увеличилось количество сложных и многообъектных экспертиз (более 50% от всех назначенных экспертиз), производство которых может составлять более шести месяцев, и экспертиз, выполняемых с применением сложных методов и методик, требующих длительных временных затрат.
Каждый второй случай увеличения сроков производства экспертиз вызван неудовлетворительной или несвоевременной подготовкой документов лицами (органами), их назначившими.
Федеральным законом от 28.06.2009 N 124-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" за судами закреплено право установления срока, в течение которого должна быть проведена экспертиза, а также установлена ответственность экспертного учреждения (эксперта) за несоблюдение установленных сроков.
Реализация данного Федерального закона требует согласованного функционирования судов и судебно-экспертного сообщества.
Сохраняются неоднородность квалификации в адвокатской корпорации, низкое качество оказываемой адвокатами юридической помощи, вовлеченность отдельных адвокатов в противозаконную деятельность и коррупционные схемы.
Имеется значительно невостребованный потенциал содействия судебной деятельности в нотариальной корпорации, деятельность отдельных нотариусов сопряжена с нарушениями закона.
Адвокаты и нотариусы способны активнее участвовать в политике государства по правовому информированию и правовому просвещению населения.
В целях совершенствования работы по обеспечению судебной деятельности Министерству юстиции Российской Федерации предстоит решить в сжатые сроки ряд задач, приоритетными из которых являются:
1) осуществление с участием структур гражданского общества эффективного мониторинга законодательства и правоприменения в целях устранения пробелов, а также негативных практик и представление его результатов в Правительство Российской Федерации и Президенту Российской Федерации;
2) реализация политики государства в области правового просвещения населения и пропаганды законопослушного поведения;
3) оптимизация уголовного судопроизводства и уголовно-судебной политики, а также пенитенциарной политики государства;
4) оптимизация системы исполнения судебных решений и обеспечение установленного порядка деятельности судов;
5) совершенствование деятельности адвокатуры, нотариата;
6) повышение эффективности деятельности судебно-экспертных учреждений Минюста России.
В целях решения стоящих перед Минюстом России задач по повышению эффективности реализации полномочий в области обеспечения судебной деятельности коллегия Министерства юстиции Российской Федерации решила:
1. Департаменту по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой (Карпов В.В.) совместно с Департаментом конституционного законодательства (Осипов В.А.), Департаментом законопроектной деятельности и регистрации ведомственных нормативных правовых актов (Хомчик Т.Н.), Департаментом нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения наказаний (Игнатович Г.Ф.), Федеральной службой исполнения наказаний (Калинин Ю.И.), Федеральной службой судебных приставов (Парфенчиков А.О.), Российской правовой академией Минюста России (Герасимов С.И.):
Подготовить проект приказа Минюста России о создании при Министерстве юстиции Российской Федерации Экспертно-методического совета по вопросам обеспечения судебной деятельности и об утверждении положения о нем.
В структуре совета предусмотреть создание секций по следующим направлениям деятельности:
1) проведение мониторинга законодательства и правоприменения;
2) правовое просвещение населения, оказание квалифицированной юридической помощи;
3) повышение качества работы по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
4) повышение эффективности деятельности судебно-экспертных учреждений Минюста России;
5) обеспечение эффективности исполнения судебных решений;
6) обеспечение эффективности исполнения уголовных наказаний;
7) обеспечение эффективности деятельности и перспективы развития адвокатуры;
8) обеспечение эффективности деятельности и перспективы развития нотариата;
9) повышение качества юридического образования;
10) контроль за соблюдением корпоративной этики в юридических профессиональных сообществах.
Срок - сентябрь 2009 года.
2. Департаменту законопроектной деятельности и регистрации ведомственных нормативных правовых актов (Хомчик Т.Н.):
С целью совершенствования обеспечения судебной деятельности, а также внедрения системы мониторинга правоприменения для своевременной корректировки законодательства Российской Федерации подготовить проекты указа Президента Российской Федерации "О мониторинге правоприменения" и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении методики проведения мониторинга правоприменения".
Срок - август 2009 года.
3. Департаменту по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой (Карпов В.В.):
3.1. Подготовить проект Основ государственной политики в сфере развития правовой культуры и правосознания граждан на период до 2020 года и дальнейшую перспективу.
Срок - июль 2009 года.
3.2. Продолжить работу по сопровождению и обеспечению принятия проекта федерального закона "О государственной системе бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".
Срок - второе полугодие 2009 года.
3.3. Подготовить предложения по упорядочению системы оказания квалифицированной юридической помощи, совершенствованию механизма контроля за качеством предоставляемых услуг, установлению квалификационных требований к лицам, их оказывающим.
Срок - второе полугодие 2009 года.
3.4. В целях обеспечения правового регулирования нотариальной деятельности в Российской Федерации ускорить завершение согласований и утверждение концепции федерального закона "О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации". Разработать предложения по сообщению органам нотариата дополнительных функций в сфере содействия оказанию государственных услуг и судебной деятельности, организовать их экспертное и общественное обсуждение.
Срок - ноябрь 2009 года.
3.5. Совместно с Российским федеральным центром судебной экспертизы при Минюсте России (Лобанов Н.Н.) разработать концепцию развития судебно-экспертных учреждений Минюста России.
Срок - декабрь 2009 года.
3.6. Рассмотреть целесообразность создания при Минюсте России общественного совета по проблемам судебно-экспертной деятельности с участием руководителей федерального и региональных центров судебной экспертизы.
Срок - сентябрь 2009 года.
3.7. Провести анализ причин отказов судов в рассмотрении исков судебно-экспертных учреждений Минюста России об оплате выполненных судебных экспертиз, подготовить предложения.
Срок - второе полугодие 2009 года.
3.8. Совместно с Департаментом управления делами (Румянцев С.А.) проработать в Минфине России вопрос о предоставлении государственным судебно-экспертным учреждениям Минюста России права самостоятельного использования денежных средств, полученных ими сверх установленных плановых заданий от производства платных экспертиз, экспертных исследований, за выполнение научно-исследовательских и других видов работ.
Срок - октябрь 2009 года.
3.9. Совместно с федеральными органами исполнительной власти, в полномочиях которых находятся вопросы производства судебных экспертиз, подготовить предложения в Верховный Суд Российской Федерации о проведении Пленума по вопросам практики применения судами законодательства об экспертизе.
Предварительно вынести данный вопрос на обсуждение Федерального межведомственного координационно-методического совета по судебной экспертизе и экспертным исследованиям.
Срок - ноябрь 2009 года.
3.10. В целях решения задачи по минимизации сроков производства судебных экспертиз:
3.10.1. Провести анализ действующей нормативной правовой базы, регулирующей деятельность судебно-экспертных учреждений Минюста России, представить предложения по ее переработке.
Срок - сентябрь 2009 года.
3.10.2. Изучить возможность аккредитации коммерческих экспертных учреждений и частных экспертов, участвующих в производстве судебных экспертиз.
Срок - октябрь 2009 года.
3.10.3. Проработать совместно с Российской правовой академией Минюста России вопрос о введении в учебный курс специальности "эксперт государственного судебно-экспертного учреждения".
Срок - второе полугодие 2009 года.
3.10.4. Продолжить работу с Минфином России по обоснованию необходимости увеличения штатной численности государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России в соответствии с потребностями правоохранительных органов и судов.
Срок - второе полугодие 2009 года.
3.10.5. В целях обеспечения судов предварительными данными для принятия решения о проведении экспертизы в государственных судебно-экспертных учреждениях Минюста России организовать создание на базе Российского федерального центра судебной экспертизы при Минюсте России информационного банка данных по специализации экспертов, категориям экспертиз, их стоимости.
Срок - второе полугодие 2009 года.
4. Департаменту конституционного законодательства (Осипов В.А.), Департаменту по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой (Карпов В.В.), Федеральной службе исполнения наказаний (Калинин Ю.И.), Федеральной службе судебных приставов (Парфенчиков А.О.) обеспечить подготовку законопроектов во исполнение решения оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 8 мая 2009 г. по вопросам повышения эффективности судопроизводства и защиты прав и законных интересов граждан, пострадавших от преступных посягательств.
Срок - июль - август 2009 года.
5. Департаменту по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой (Карпов В.В.), Департаменту нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения наказаний (Игнатович Г.Ф.), Федеральной службе судебных приставов (Парфенчиков А.О.), Федеральной службе исполнения наказаний (Калинин Ю.И.) проработать вопросы обеспечения безопасности проведения судебных процессов особой категории сложности или имеющих широкий общественный резонанс. Подготовить предложения руководству Министерства.
Срок - второе полугодие 2009 года.
6. Департаменту по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой (Карпов В.В.) совместно с Федеральной службой судебных приставов (Парфенчиков А.О.) и Министерством экономического развития Российской Федерации проработать вопрос о разграничении полномочий Федеральной службы судебных приставов и Росимущества в сфере реализации арестованного имущества и широком внедрении практики электронных торгов. Продолжить доработку проектов нормативных правовых актов, предусматривающих передачу Федеральной службе судебных приставов функции по реализации арестованного имущества.
Срок - второе полугодие 2009 года.
7. Федеральной службе судебных приставов (Парфенчиков А.О.):
7.1. Проработать вопросы:
- внесения изменений в законодательство о банкротстве и исполнительном производстве в части исполнения требований о взыскании заработной платы и требований, подлежащих принудительному исполнению судебными приставами-исполнителями, при признании должника банкротом и открытии конкурсного производства;
- внесения изменений в уголовно-процессуальное законодательство в части расширения перечня преступлений, уголовные дела по которым подследственны Федеральной службе судебных приставов.
Срок - второе полугодие 2009 года.
7.2. Подготовить предложения о возможностях использования в отдельных сегментах исполнительного производства частных лиц и организаций.
Срок - второе полугодие 2009 года.
7.3. Обобщить постановления Европейского Суда по правам человека, поступившие в 2008-2009 годы из Аппарата Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека. По результатам представить в Минюст России предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты, регулирующие порядок исполнения судебных решений в отношении Российской Федерации.
Срок - октябрь 2009 года.
8. Департаменту конституционного законодательства (Осипов В.А.), Департаменту нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения наказаний (Игнатович Г.Ф.), Федеральной службе исполнения наказаний (Калинин Ю.И.) продолжить работу по подготовке предложений, направленных на сужение сферы применения меры пресечения в виде заключения под стражу.
Срок - второе полугодие 2009 года.
9. Департаменту нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения наказаний (Игнатович Г.Ф.), Федеральной службе исполнения наказаний (Калинин Ю.И.) подготовить предложения, предусматривающие внесение в законодательство изменений, устанавливающих очередность удержания из заработной платы и пенсий осужденных средств по исполнительным документам, а также о снижении размера суммы, в обязательном порядке зачисляемой на лицевой счет осужденных, имеющих гражданские иски.
Срок - второе полугодие 2009 года.
10. Федеральной службе исполнения наказаний (Калинин Ю.И.):
10.1. С целью исполнения судебных решений принять дополнительные меры по привлечению к труду осужденных, в отношении которых имеются исполнительные документы, за счет обеспечения более устойчивой работы производственного сектора уголовно-исполнительной системы, а также по повышению экономической эффективности их труда.
Срок - второе полугодие 2009 года, 2010 год.
10.2. Подготовить предложения по созданию качественно новых возможностей в системе исполнения наказаний, в том числе не связанных с лишением свободы, по возмещению причиненного вреда от преступлений и правонарушений потерпевшим, государству и обществу.
Срок - второе полугодие 2009 года, 2010 год.
11. Федеральной службе судебных приставов (Парфенчиков А.О.) совместно с Федеральной службой исполнения наказаний (Калинин Ю.И.) в целях повышения эффективности возмещения ущерба, причиненного преступлением, подготовить проект соответствующего соглашения между Федеральной службой судебных приставов и Федеральной службой исполнения наказаний.
Срок - III квартал 2009 года.
12. Территориальным органам Минюста России:
12.1. Активизировать работу, связанную с реагированием на сообщаемые судами факты нарушения адвокатами процессуального законодательства и правил профессиональной этики путем более эффективного использования полномочия по направлению в адвокатские палаты субъектов Российской Федерации представлений о прекращении статуса адвоката в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 17 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".
Срок - второе полугодие 2009 года.
12.2. Ввести в состав координационных советов при главных управлениях (управлениях) Минюста России по субъектам Российской Федерации руководителей судебно-экспертных учреждений Минюста России, расположенных в соответствующих субъектах Российской Федерации.
Срок - август - сентябрь 2009 года.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Минюста РФ от 24 июля 2009 г. N 227 "Об объявлении решения коллегии Министерства юстиции Российской Федерации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.