Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 27 октября 2009 г. N 03-05-04-01/88
См. письмо Минфина РФ от 22 апреля 2009 г. N 03-05-04-01/17
Вопрос: Администрация сельского поселения просит дать разъяснения по вопросу учета имущества, находящегося в муниципальной собственности.
В соответствии Законом Московской области от 21.03.2007 г. N 43/2007-03 "О разграничении муниципального имущества между Щелковским муниципальным районом Московской области и вновь образованными поселениями, входящими в его состав" поселению передано имущество (в том числе автодороги общего пользования, муниципальный жилищный фонд и др.). Имущество было по постановлению Главы поселения учтено в казне поселения. Но, т.к. муниципальных учреждений или предприятий, за которыми можно было бы закрепить данное имущество, в поселении нет, позднее указанное выше имущество было поставлено на баланс Администрации сельского поселения. За счет средств бюджета поселения проводятся капитальный и текущий ремонты, уплачивается налог на имущество, начисляется амортизация. Так, в 2009 году налог на имущество составит примерно 4 млн. руб.
В соответствии с положениями писем Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 22.04.2009 г. N 03-05-04-01/26 и от 22.06.2009 г. N 03-05-05-01/35 "...объекты государственного (муниципального) имущества, составляющего казну публично-правового образования, учитываются в целях бюджетного учета обособленно и не входят в состав объектов основных средств, которые находятся в пользовании участников бюджетного процесса, указанные объекты не подлежат налогообложению, начиная с расчетов по налогу на имущество организаций за первый квартал 2009 года".
На основании вышеизложенного просим разъяснить, правильно ли было передавать из казны на баланс Администрации указанное выше имущество и можно ли провести обратную операцию.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 30.09.2009 N 319 по вопросам учета и налогообложения имущества, находящегося в муниципальной собственности, и сообщает.
Государственную казну Российской Федерации, казну субъектов Российской Федерации, казну муниципального образования составляет в соответствии со статьями 214 и 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294, 296 ГК РФ.
Согласно статье 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 данной статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
На основании статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права собственника осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. При этом в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством (законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований), по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьей 378 Налогового кодекса.
Статьей 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации определена обязанность отражения в бюджетном учете и в бюджетной отчетности информации о составе всей совокупности нефинансовых активов (в том числе нефинансовых активов независимо от их вовлечения участниками бюджетного процесса в хозяйственный оборот), принадлежащих публично-правовому образованию, как находящихся в оперативном управлении, так и учитываемых в казне.
Порядок учета имущества, принадлежащего публично-правовому образованию, в том числе составляющего муниципальную казну, осуществляется с 1 января 2009 года в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее - Инструкция N 148н).
Являющиеся объектом налогообложения налогом на имущество организаций объекты основных средств учитываются согласно Инструкции N 148н на соответствующих счетах аналитического учета счета 010100000 "Основные средства" (010101000-010109000) с отражением начисленных по ним сумм амортизации на соответствующих аналитических счетах 010401000-010409000.
Что касается имущества государственной (муниципальной) казны, то в соответствии с Инструкцией N 148н данное имущество учитывается в составе нефинансовых активов. При этом с 1 января 2009 года введен обособленный учет объектов, имущества, составляющих государственную (муниципальную) казну, на счете 010800000 "Нефинансовые активы имущества казны".
В связи с тем, что объекты государственного (муниципального) имущества, составляющего казну публично-правового образования, учитываются в целях бюджетного учета обособленно и не входят в состав объектов основных средств, которые находятся в пользовании участников бюджетного процесса, указанные объекты не подлежат налогообложению налогом на имущество организаций с 1 января 2009 года.
В соответствии# Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (статья 14). Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами (статья 15).
Поэтому, если учтенное в казне поселения имущество не закреплено на праве оперативного управления за Администрацией сельского поселения, то в бюджетном учете оно должно учитываться на счете 010800000 "Нефинансовые активы имущества казны" и, следовательно, не подлежит налогообложению налогом на имущество организаций.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С 1 января 2009 г. имущество государственной (муниципальной) казны учитывается обособленно и не входит в состав объектов основных средств, которые находятся в пользовании участников бюджетного процесса. Для его учета выделен специальный счет 010800000 "Нефинансовые активы имущества казны".
В то же время налогом на имущество организаций облагаются основные средства.
В связи с этим, если учтенное в казне имущество не закреплено на праве оперативного управления за Администрацией сельского поселения, то оно не подлежит обложению налогом.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 27 октября 2009 г. N 03-05-04-01/88
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 1 декабря 2009 г. N 23