Решение Верховного Суда РФ от 12 августа 2009 г. N ГКПИ09-930
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 22 октября 2009 г. N КАС09-461 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П.О.А. о признании недействующими абзаца первого пункта 1.10 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328, и приложений NN 2 и 3 к нему, установил:
П.О.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца первого пункта 1.10 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее - Порядок), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328, в части, ограничивающей сроком до 1 октября текущего года право граждан отозвать поданное заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на следующий год, а также приложений NN 2 и 3 к этому Порядку, которыми утверждены формы заявлений граждан соответственно о предоставлении набора социальных услуг (социальной услуги) и об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги).
Заявитель считает абзац первый пункта 1.10 Порядка в оспариваемой части противоречащим Федеральному закону от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ), который не ограничивает каким-либо сроком право граждан на отзыв поданного заявления об отказе от получения набора социальных услуг, и статьям 17, 21, 22 Гражданского кодекса РФ, допускающим ограничение правоспособности и дееспособности гражданина только в случаях и порядке, установленных законом. Формы заявлений, утвержденные приложениями NN 2 и 3 Порядка, по его мнению, противоречат Закону РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" и статьям Гражданского кодекса РФ, определяющим правила совершения сделок по оказанию услуг и выполнению работ, поскольку в тексте утвержденных форм заявлений отсутствуют сведения о датах начала и окончания предоставления услуг или денежной компенсации, о сроках подачи и отзыва заявления, а также иные данные, необходимые гражданину для реализации своего права на получение социальных услуг либо на их замену денежной компенсацией. Ссылается на то, что в результате применения указанных норм он лишился права на получение путевки в санаторий в 2006 г.
Заявитель, извещенный по месту регистрации и по указанному им почтовому адресу, в судебное заседание не явился, причин неявки суду не сообщил.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в своих возражениях указало на то, что абзац первый пункта 1.10 Порядка уточняет норму федерального закона, Закон РФ "О защите прав потребителей" и статьи Гражданского кодекса РФ, приведенные заявителем, не распространяются на отношения, регулируемые оспариваемым нормативным правовым актом, необходимая информация, позволяющая выбрать набор социальных услуг или денежную компенсацию, содержится в опубликованных нормативных правовых актах и может быть получена гражданином при обращении в соответствующие органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
Выслушав возражения представителей Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Р.М.В., Ш.О.Н. и Министерства юстиции Российской Федерации А.Л.М., проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М.Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Порядок, отдельные положения которого оспариваются заявителем, утвержден Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации во исполнение полномочий, предоставленных пунктами 1, 10.20 Положения о нем, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321, а также частью 5 статьи 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи", согласно которой порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с главой 2 этого Федерального закона устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 07.02.2005 г., регистрационный N 6303, опубликован в "Российской газете" 16.02.2005 г.
Частью 4 статьи 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" установлено, что гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги). Заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) подается до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявления.
Из приведенного законоположения следует, что федеральный законодатель устанавливает дату (1 октября текущего года), до наступления которой гражданин должен определиться, в натуральной форме или в денежном выражении он желает получать государственную социальную помощь в следующем году. При этом возможность изменения после этой даты выбора между набором социальных услуг и денежной компенсацией, сделанного гражданином на период с 1 января очередного года, не предусмотрена.
Абзац первый пункта 1.10 Порядка уточняет норму федерального закона, не изменяя ее смысла, указывает на право гражданина до наступления предельного срока (1 октября текущего года) изменить сделанный им выбор и отозвать поданное в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги).
Таким образом, срок, в течение которого гражданин вправе изменить свой выбор в отношении вида государственной социальной помощи на очередной год (до 1 октября текущего года), ограничен федеральным законом, а не нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, как ошибочно полагает заявитель.
Такое ограничение, как пояснили в судебном заседании представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, обусловлено тем, что после 1 октября в рамках бюджетного процесса происходит перераспределение денежных средств между соответствующими бюджетами, за счет средств которых в очередном финансовом году будут оказаны социальные услуги либо выплачена денежная компенсация. Тем самым обеспечивается соблюдение баланса между публичными интересами и частными интересами лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Ссылки заявителя на нарушение норм Закона РФ "О защите прав потребителей" и Гражданского кодекса РФ лишены правовых оснований. Данные законодательные акты имеют иной предмет регулирования и не распространяются на отношения, связанные с оказанием государственной социальной помощи. Правоспособность и дееспособность гражданина, то есть способность иметь гражданские права и нести обязанности, способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, оспариваемые нормы не затрагивают.
Формы заявлений, приведенные в приложениях N 2 и 3, не могут рассматриваться в отрыве от Порядка, составной частью которого они являются. В данном нормативном правовом акте, опубликованном для всеобщего сведения, подробно изложены сроки подачи и отзыва заявления, а также иные сведения, необходимые гражданину для реализации права на получение социальных услуг либо на их замену денежной компенсацией.
В оспариваемых формах заявлений предусмотрено разъяснение гражданину о правах на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, установленных главой 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", и его предупреждение о прекращении предоставления тех социальных услуг, от которых он отказывается, что удостоверяется подписью гражданина. Утвержденные формы заявлений не препятствуют гражданину при обращении за получением государственной социальной помощи уточнить либо получить дополнительную информацию от должностных лиц соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Оспариваемые нормативные положения не нарушают прав и свобод заявителя, соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем на основании части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ в удовлетворении заявления надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления П.О.А. о признании недействующими абзаца первого пункта 1.10 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328, и приложений NN 2 и 3 к нему отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отдельные категории граждан имеют право на получение набора соцуслуг (дополнительное лекарственное обеспечение, бесплатный проезд на пригородном ж/д транспорте и т. д.).
От данных соцуслуг гражданин может отказаться и получать денежную компенсацию. Для этого подается заявление.
Оспаривались нормы, ограничивающие срок, в течение которого такое заявление может быть подано или отозвано, - до 1 октября текущего года для получения или отказа от услуг на следующий год.
ВС РФ счел нормы законными и пояснил следующее.
Федеральный законодатель устанавливает дату (1 октября текущего года), до наступления которой гражданин должен определиться, в натуральной форме или в денежном выражении он желает получать государственную соцпомощь в следующем году. При этом возможность изменения после этой даты выбора между набором социальных услуг и денежной компенсацией, сделанного гражданином на период с 1 января очередного года, не предусмотрена.
Такое ограничение обусловлено тем, что после 1 октября в рамках бюджетного процесса происходит перераспределение денежных средств между соответствующими бюджетами, за счет которых в очередном финансовом году будут оказаны соцуслуги либо выплачена денежная компенсация. Тем самым обеспечивается соблюдение баланса между публичными интересами и частными интересами лиц, имеющих право на получение государственной соцпомощи.
Решение Верховного Суда РФ от 12 августа 2009 г. N ГКПИ09-930
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 22 октября 2009 г. N КАС09-461 настоящее решение оставлено без изменения