Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 30 ноября 2009 г. N 03-03-06/1/777
Вопрос: ОАО 1 согласно заключенным Договорам передачи полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации является Управляющей организацией ОАО 2 и ОАО 3.
В настоящее время в эксплуатации управляемых Обществ есть в том числе и суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов (РМРС), которые используются для международных перевозок (пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории РФ) и каботажных перевозок по внутренним водным путям РФ.
В связи с особым режимом налогообложения доходов судовладельцев, полученных от эксплуатации судов, зарегистрированных в РМРС, просим Вас дать разъяснения по вопросу учета расходов судов по каботажным перевозкам.
В соответствии с пп. 33 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации судов, зарегистрированных в РМРС.
Для целей гл. 25 НК РФ под эксплуатацией судов, зарегистрированных в РМРС, понимается использование таких судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа и оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории Российской Федерации, а также сдача таких судов в аренду для оказания таких услуг.
Согласно п. 48.5 ст. 270 НК РФ к расходам, не учитываемым в целях налогообложения, относятся расходы судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием и эксплуатацией судов, зарегистрированных в РМРС.
Таким образом, положения вышеуказанных статей относятся к судам, зарегистрированным в РМРС, используемым для перевозок грузов, пассажиров и их багажа при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории Российской Федерации, а также для оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг.
Согласно Письму Минфина РФ от 8 июля 2008 г. N 03-03-06/1/390:
"В случае если организация-судовладелец передает судно, зарегистрированное в РМРС, по договору тайм-чартера организации-фрахтователю, которая использует судно как для международных перевозок (один из пунктов находится за пределами Российской Федерации), так и для каботажных перевозок (пункт отправления и пункт назначения находятся на территории Российской Федерации), то для целей налогообложения прибыли не учитываются доходы и расходы, относящиеся непосредственно к деятельности по эксплуатации указанных судов в международных перевозках.
В соответствии со ст. 313 Кодекса в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога налогоплательщик организует ведение налогового учета.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно и устанавливается в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
Таким образом, организации-судовладельцу следует обеспечить в налоговом учете разделение дохода от сдачи в аренду судна, зарегистрированного в РМРС, на доход, относящийся к эксплуатации судна фрахтователем в международных перевозках, и доход, относящийся к эксплуатации судна фрахтователем в каботажных перевозках. Полагаем, что в этих целях могут быть использованы данные судового журнала.
В соответствии с п. 1 ст. 272 Кодекса расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.
При этом часть расходов, относящаяся к деятельности по эксплуатации судов, зарегистрированных в РМРС, в международных перевозках, определенная в вышеуказанном порядке, для целей налогообложения прибыли не учитывается".
Учитывая все вышесказанное, а также общий принцип определения объекта налогообложения по налогу на прибыль из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль исключаются доходы и расходы по судам, зарегистрированным в РМРС, от международных перевозок. Доходы и относящиеся к ним расходы по перевозкам в каботаже учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в общеустановленном порядке, т.е. доходы минус расходы.
Просим подтвердить правильность толкования норм налогового законодательства по данному вопросу, а также построенной на основании данных выводов системы налогового учета управляемых Обществ.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения доходов, получаемых от сдачи в аренду судна, зарегистрированного в Российском международном реестре судов, и сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 33 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы не учитываются доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (далее - РМРС). Для целей главы 25 Кодекса под эксплуатацией судов, зарегистрированных в РМРС, понимается использование таких судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа и оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории Российской Федерации, а также сдача таких судов в аренду для оказания таких услуг.
Согласно пункту 48.5 статьи 270 Кодекса к расходам, не учитываемым в целях налогообложения, относятся расходы судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием и эксплуатацией судов, зарегистрированных в РМРС.
Таким образом, положения вышеуказанных статей относятся к судам, зарегистрированным в РМРС, используемым для перевозок грузов, пассажиров и их багажа при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории Российской Федерации, а также для оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг.
В случае если организация-судовладелец передает судно, зарегистрированное в РМРС, по договору тайм-чартера организации-фрахтователю, которая использует судно как для международных перевозок (один из пунктов находится за пределами Российской Федерации), так и для каботажных перевозок (пункт отправления и пункт назначения находятся на территории Российской Федерации), то для целей налогообложения прибыли не учитываются доходы и расходы, относящиеся непосредственно к деятельности по эксплуатации указанных судов в международных перевозках.
В соответствии со статьей 313 Кодекса в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога налогоплательщик организует ведение налогового учета.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно и устанавливается в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
Таким образом, организации-судовладельцу следует обеспечить в налоговом учете разделение дохода от сдачи в аренду судна, зарегистрированного в РМРС, на доход, относящийся к эксплуатации судна фрахтователем в международных перевозках, и доход, относящийся к эксплуатации судна фрахтователем в каботажных перевозках. Полагаем, что в этих целях могут быть использованы данные судового журнала.
В соответствии с пунктом 1 статьи 272 Кодекса расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.
При этом часть расходов, относящаяся к деятельности по эксплуатации судов, зарегистрированных в РМРС, в международных перевозках, определенная в вышеуказанном порядке, для целей налогообложения прибыли не учитывается.
Доходы и расходы, относящиеся к использованию судов, зарегистрированных в РМРС, для каботажных перевозок, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, установленном главой 25 Кодекса.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
При расчете налога на прибыль не учитываются доходы и расходы судовладельцев от эксплуатации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (РМРС). Эксплуатацией является использование судов (в т. ч. сдача их в аренду) для перевозок и оказания связанных с ними услуг. При этом пункт отправления (назначения) должен располагаться за пределами России.
Если судовладелец передает учтенное в РМРС судно фрахтователю для эксплуатации в международных и каботажных перевозках, то полученные доходы необходимо разделить в налоговом учете. Это обусловлено тем, что доходы и расходы, связанные с использованием указанных судов в международных перевозках, не учитываются при налогообложении прибыли, а при каботажных перевозках принимаются в расчет.
При ведении раздельного учета можно использовать данные судового журнала.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 30 ноября 2009 г. N 03-03-06/1/777
Текст письма официально опубликован не был