Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 11 декабря 2009 г. N 03-03-06/4/106
Вопрос: В целях реализации Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Тамбовской области на 2009 год (далее - Программа) управление занятости населения обращается за разъяснением положений Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения налогом на прибыль и налогом на добавленную стоимость субсидий из федерального и областного бюджета, полученных коммерческими организациями от центров занятости населения в соответствии с заключенными договорами на возмещение затрат по оплате труда при реализации Программы.
1. Являются ли коммерческие организации плательщиками налога на прибыль с сумм, полученных на возмещение затрат по оплате труда при реализации Программы?
2. Являются ли коммерческие организации плательщиками налога на добавленную стоимость с сумм, полученных на возмещение затрат по оплате труда при реализации Программы?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 13.10.2009 N 003-15/2300 о порядке налогообложения субсидий, полученных в рамках реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, и сообщает следующее.
1. В соответствии со статьей 41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), закрепляющей принципы определения доходов, доходом в целях налогообложения прибыли признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
При определении объекта налогообложения организациями учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.
В рамках целевых программ по реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, организации - участники программы на основании заключенных договоров создают временные рабочие места. На указанные мероприятия организациям - участникам программы выделяются субсидии.
Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг регламентировано статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), в соответствии с которой субсидии указанным лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
По своему назначению указанные субсидии направлены, в частности на компенсацию произведенных затрат, возникших в связи с деятельностью организации. Следовательно, у организаций, получивших в соответствии со статьей 78 БК РФ субсидии, возникает экономическая выгода.
Таким образом, средства в виде субсидий, выделяемых коммерческим организациям на возмещение затрат, связанных с реализацией мероприятий программы занятости населения, учитываются в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов. При этом, в силу того обстоятельства, что затраты, на возмещение которых предоставлены субсидии, учитываются налогоплательщиками при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе расходов, такой порядок не приводит к дополнительному налогообложению получаемых субсидий.
2. В отношении налога на добавленную стоимость Департамент подтверждает свою позицию, изложенную в письме от 01.09.2009 N 03-07-11/215 (приложение к запросу).
Кроме этого, считаем необходимым отметить следующее. В соответствии с пунктом 1 статьи 154 НК РФ налоговая база по налогу на добавленную стоимость при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога на добавленную стоимость.
Согласно пункту 1 статьи 40 НК РФ для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. При этом, формирование цены общественных работ исходя только из оплаты труда работников, участвующих в указанных работах, и начислений на данную оплату труда не является основанием для неприменения налога на добавленную стоимость в отношении таких работ.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Как указал Минфин России, субсидии, выделяемые коммерческим организациям на возмещение затрат, связанных с реализацией мероприятий программы занятости населения, учитываются при налогообложении прибыли. Они относятся к внереализационным доходам.
Обращается внимание, что затраты, которые возмещаются за счет субсидий, учитываются в составе расходов. Соответственно, дополнительного налогообложения выделяемых сумм не возникает.
Операции по реализации мероприятий программы занятости облагаются НДС. Налоговая база определяется как стоимость работ, исчисленная исходя из цен, установленных в соответствии с НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Для налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. При этом формирование цены общественных работ исходя только из оплаты труда и начислений - не основание, чтобы не применять НДС.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 11 декабря 2009 г. N 03-03-06/4/106
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 2 февраля 2010 г. N 5