Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 111201.01 Пчеловод

ГАРАНТ:

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт вводится в действие с 1 января 2010 г.

 

Приложение

 

Федеральный государственный образовательный стандарт
начального профессионального образования по профессии 111201.01 Пчеловод
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 октября 2009 г. N 453)

ГАРАНТ:

См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах

 

I. Область применения

 

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 111201.01 Пчеловод всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

 

II. Используемые сокращения

 

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

НПО - начальное профессиональное образование;

ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;

ОУ - образовательное учреждение;

ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.

 

III. Характеристика подготовки по профессии

 

3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.

 

Таблица 1

 

Образовательная база приема

Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94)*

Нормативный срок освоения ОПОП

на базе среднего (полного) общего образования

Пчеловод

Водитель автомобиля

Тракторист

10 мес.

на базе основного общего образования

2 года 5 мес.** с получением среднего (полного) общего образования

на базе основного общего образования

10 мес. без получения среднего (полного) общего образования

 

______________________________

* ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.

** Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования.

 

3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании основной профессиональной образовательной программы подготовки по профессиям НПО:

пчеловод;

водитель автомобиля;

тракторист.

Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:

на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.

 

IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников

 

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: выполнение работ по обеспечению продуктивной жизнедеятельности пчелиных семей и первичной переработке продукции пчеловодства.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

пчелиные семьи;

пчелофермы и пасеки различной специализации;

мед, воск и другие продукты пчеловодства;

ульи разных систем, инвентарь и оборудование пасечного хозяйства;

растения медоносных угодий и растениеводческих хозяйств;

вредители и болезни пчел;

автомобили категории "С";

тракторы и мототранспортные средства;

технологические процессы производства и переработки продукции пчеловодства.

4.3. Обучающийся по профессии Пчеловод готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Выполнение работ по содержанию пчелиных семей.

4.3.2. Выполнение работ по производству и переработке продукции пчеловодства.

4.3.3. Селекционно-племенная работа с пчелами.

4.3.4. Выполнение работ по опылению растений (т.ч. культур защищенного грунта).

4.3.5. Эксплуатация и техническое обслуживание тракторов.

4.3.6. Транспортировка грузов.

 

V. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы

 

5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда, ветеринарно-санитарной и экологической безопасности.

ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

5.2.1. Выполнение работ по содержанию пчелиных семей.

ПК 1.1. Содержать пчел в ульях разных систем.

ПК 1.2. Осуществлять круглогодичный уход за пчелами на пасеках различной специализации.

ПК 1.3. Выполнять под руководством ветеринарного специалиста профилактические мероприятия по борьбе с болезнями и вредителями пчел.

ПК 1.4. Проводить ремонтные работы на пчелоферме и пасеке.

5.2.2. Выполнение работ по производству и переработке продукции пчеловодства.

ПК 2.1. Определять кормовой баланс и составлять медовый баланс пчелофермы и пасеки.

ПК 2.2. Проводить отбор сотов из ульев и их распечатывание, производить откачку, очистку меда и переработку воскосырья.

ПК 2.3. Производить, перерабатывать и хранить дополнительную продукцию пчеловодства: маточное молочко, прополис, цветочную пыльцу.

ПК 2.4. Производить продукцию пчеловодства с применением методов промышленного пчеловодства.

ПК 2.5. Осуществлять контроль качества получаемой продукции.

ПК 2.6. Вести учет на пчелоферме и пасеке.

5.2.3. Селекционно-племенная работа с пчелами.

ПК 3.1. Создавать племенные ядра и осуществлять выбраковку малопродуктивных семей.

ПК 3.2. Выводить пчелиных маток.

ПК 3.3. Формировать нуклеусы для спаривания пчелиных маток.

ПК 3.4. Проводить подсадку маток в семьи.

ПК 3.5. Выполнять пересылку маток.

5.2.4. Выполнение работ по опылению растений (в т.ч. культур защищенного грунта)

ПК 4.1. Проводить работы по опылению сельскохозяйственных культур пчелами.

ПК 4.2. Приучать пчел к опыляемым культурам.

ПК 4.3. Содержать и кормить пчелиные семьи в теплицах и на резервной пасеке.

ПК 4.4. Вести учет и отчетность по тепличному пчеловодству и резервной пасеке.

5.2.5. Эксплуатация и техническое обслуживание тракторов.

ПК 5.1. Управлять тракторами в организациях сельского хозяйства.

ПК 5.2. Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов.

ПК 5.3. Выполнять работы по транспортировке грузов в прицепе трактора.

5.2.6. Транспортировка грузов.

ПК 6.1. Управлять автомобилями категории "С".

ПК 6.2. Выполнять работы по транспортировке грузов.

ПК 6.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.

ПК 6.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.

ПК 6.5. Работать с документацией установленной формы.

ПК 6.6. Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия.

 

VI. Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы

 

6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общепрофессионального;

профессионального;

и разделов:

физическая культура;

учебная практика (производственное обучение);

производственная практика;

промежуточная аттестация;

государственная (итоговая) аттестация.

6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.

6.3. Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

 

Структура основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования

 

Таблица 2

 

Индекс

Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося

В т.ч. часов обязательных учебных занятий

Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций

 

Обязательная часть циклов ОПОП и раздел "Физическая культура"

864

576

 

 

ОП.00

Общепрофессиональный цикл

230

160

 

 

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

уметь:

определять основные породы пчел;

определять особей пчелиной семьи, силу семьи и качество матки в различное время пчеловодного сезона;

знать:

морфологию, анатомию, физиологию пчел;

состав пчелиной семьи, функции особей пчелиной семьи, их отличия по внешнему виду;

значение и функции пчелиной матки, ее отличие от рабочих пчел;

периоды жизни пчелиной семьи;

условия, предпосылки и признаки роения;

строение гнезда пчелиной семьи;

особенности процесса жаления;

действие яда на человека и животных

 

 

ОП.01. Биология пчелы медоносной и пчелиной семьи

ОК 1-8

ПК 1.1-1.4

ПК 2.1-2.5

ПК 3.1-3.5

ПК 4.1-4.3

 

уметь:

соблюдать правила личной гигиены и санитарные требования к работникам пасек и пчелоферм;

производить санитарную обработку оборудования и инвентаря;

применять необходимые методы и средства защиты;

готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств;

проводить простые микробиологические исследования продукции пчеловодства и давать оценку полученным результатам;

выявлять заболевших пчел;

выполнять несложные ветеринарные назначения;

знать:

санитарно-технологические требования к помещениям, оборудованию, инвентарю, одежде;

правила личной гигиены работников пасек и пчелоферм;

классификацию моющих и дезинфицирующих средств, правила их применения, условия и сроки хранения;

правила проведения дезинфекции ульев и инвентаря, дезинсекции и дератизации помещений пасек и пчелоферм;

основные заболевания пчел;

типы пищевых отравлений и инфекций, источники возможного заражения;

профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний пчел

 

 

ОП.02. Основы микробиологии, ветеринарной санитарии и зоогигиены

ОК 1-8

ПК 1.1-1.3

ПК 2.1-2.3

ПК 3.1-3.7

ПК 4.1-4.3

ПК 5.1-5.5

 

уметь:

ориентироваться в общих вопросах экономики производства продукции пчеловодства;

применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях;

защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства;

знать:

основные принципы рыночной экономики;

понятия спроса и предложения на рынке товаров и услуг;

особенности формирования, характеристику современного состояния и перспективы развития отрасли;

организационно-правовые формы организаций;

структуру пчеловодческих организаций и области их специализации (производство продукции пчеловодства, племенная работа, опыление энтомофильных культур и др.);

основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения;

механизмы ценообразования;

формы оплаты труда;

действующее законодательство в области деятельности по разведению, содержанию медоносных пчел, их использованию для опыления сельскохозяйственных энтомофильных растений, производству продуктов пчеловодства, охране медоносных пчел, обеспечению защиты прав и интересов физических и юридических лиц, занимающихся пчеловодством

 

 

ОП.03. Экономические и правовые основы пчеловодства

ОК 1-8

ПК 1.1-1.3

ПК 2.1-2.3

ПК 3.1-3.7

ПК 4.1-4.3

ПК 5.1-5.5

 

уметь:

обеспечивать соблюдение экологических норм и правил в профессиональной деятельности;

использовать представления о взаимосвязи живых организмов и среды обитания в профессиональной деятельности;

знать:

принципы рационального природопользования;

источники загрязнения окружающей среды;

государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды;

экологические аспекты пчеловодства

 

 

ОП.04. Экологические основы природопользования

 

уметь:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

 

32

ОП.05. Безопасность жизнедеятельности

ОК 1-8

ПК 1.1-1.3

ПК 2.1-2.3

ПК 3.1-3.7

ПК 4.1-4.3

ПК 5.1-5.5

П.00

Профессиональный цикл

554

376

 

 

ПМ.00

Профессиональные модули

554

376

 

 

ПМ.01

Выполнение работ по содержанию и разведению пчелиных семей

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:

иметь практический опыт:

круглогодичного содержания и разведения пчелиных семей;

формирования новых пчелиных семей;

ремонта ульев, пчеловодного инвентаря и пасечных построек;

уметь:

различать виды пищи пчел, ячеек, возраст сот;

использовать пчеловодный инвентарь и пасечное оборудование;

осуществлять подкормку, сборку гнезд на зимовку и обеспечение ухода за пчелами зимой;

проводить выставку пчел из зимовника и весеннюю ревизию пчелиных семей;

определять ветеринарно-санитарное состояние пасеки, выявлять больные пчелиные семьи, готовить к отправке на исследование пчел и образцы расплода;

отбирать пробы и пересылать материал для исследования;

при выявлении заболеваний проводить лечебно-оздоровительные мероприятия в соответствии с ветеринарными назначениями;

формировать новые пчелиные семьи, отводки и пакеты пчел для пересылки;

заполнять документы пасеки (пчелофермы);

знать:

правила планировки пасечной усадьбы;

назначение и устройство основных типов ульев, зимовников, производственных помещений и сотохранилищ, пчеловодного инвентаря и пасечного оборудования;

устройство рамок и их размеры;

правила осмотра пчелиных семей;

порядок выполнения весенних, летних, осенних и зимних работ на пасеке;

устройство механизмов и приспособлений для погрузки и разгрузки пчелиных семей;

основы пакетного пчеловодства;

технологии промышленного пчеловодства;

ветеринарно-санитарные правила содержания пчелиных семей;

основные болезни, вредителей пчел и методы борьбы с ними

 

 

МДК.01.01.

Технологии содержания и разведения пчелиных семей

 

МДК.01.02. Пчеловодный инвентарь и пасечное оборудование

МДК.01.03. Болезни и вредители пчел и методы борьбы с ними

ОК 1-8

ПК 1.1-1.3

ПМ.02

Выполнение работ по производству и переработке продукции пчеловодства

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

выполнения работ по производству и переработке продукции пчеловодства (в т.ч. меда, воска и дополнительной продукции пчеловодства);

работы с основными медоносными растениями;

уметь:

определять основные медоносные растения;

составлять календари цветения медоносов, медовый баланс местности, график медосбора местности, маршрут кочевки пасеки;

определять качественные показатели меда, воска (восковитость воскового сырья, сорта воска), вощины, прополиса, маточного молочка, пчелиного яда, пыльцы (обножки), перги и других продуктов пчеловодства;

пользоваться стандартами на продукцию пчеловодства;

знать:

важнейшие медоносные растения;

состав нектара и условия, влияющие на его выделение;

календарь цветения медоносов местности, типы медосбора, основные типы взятка;

методику определения медоносного баланса местности;

способы улучшения кормовой базы местности;

свойства, способы получения и применения меда, воска, прополиса, маточного молочка, пчелиного яда, пыльцы (обножки), перги;

ботанический и химический состав меда, воска, прополиса, маточного молочка, пчелиного яда, пыльцы (обножки), перги и другой продукции пчеловодства;

качественные показатели и ГОСТы на мед, воск, вощину, прополис, маточное молочко, пчелиный яд, пыльцу (обножку), пергу и другую продукцию пчеловодства;

характеристики воскового сырья, способы его переработки

 

 

МДК.02.01. Технология производства и стандартизация продуктов пчеловодства

ОК 1-8

ПК 1.2-2.3

ПМ.03

Селекционно-племенная работа с пчелами

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

вывода качественных пчелиных маток и трутней;

уметь:

вести племенной учет;

искусственно выводить пчелиных маток;

получать ранних трутней;

контролировать спаривание маток и трутней;

знать:

понятия о породе, породной группе и линии;

породы пчел, их хозяйственно полезные признаки;

основные положения генетики медоносных пчел, особенности селекционной работы с пчелами;

технику вывода высококачественных маток и трутней;

методы выявления племенного ядра пчелиной семьи;

методы выбраковки малопродуктивных пчелиных семей

 

 

МДК.03.01. Теоретические основы селекционно-племенной работы с пчелами

ОК 1-8

ПК 3.1-3.7

ПМ.04

Выполнение работ по опылению энтомофильных растений (в т.ч. культур защищенного грунта)

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

приучения пчел к опыляемым культурам;

использования пчел на опылении различных сельскохозяйственных культур;

содержания пчел в теплице с учетом технологии возделывания культур закрытого грунта;

уметь:

определять потребность в пчелиных семьях (размер пасеки) для опыления сельскохозяйственных культур;

разводить и содержать пчелиные семьи в теплице;

предупреждать болезни пчел и бороться с болезнями и вредителями пчел в теплицах;

вести документацию установленного образца;

знать:

роль пчел в повышении урожайности сельскохозяйственных культур;

особенности использования пчел при опылении различных сельскохозяйственных культур;

особенности разведения и содержания пчелиных семей в теплице;

основные болезни и вредителей, поражающих пчелиные семьи в теплицах;

особенности агротехнологии культур защищенного грунта

 

 

МДК.04.01. Опыление энтомофильных культур открытого и защищенного грунта

ОК 1-8

ПК 4.1-4.3

ПМ.05

Эксплуатация и техническое обслуживание тракторов

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

управления тракторами;

выполнения механизированных работ на пасеке и пчелоферме;

технического обслуживания тракторов;

уметь:

безопасно управлять трактором;

перевозить грузы на тракторных прицепах, контролировать погрузку, размещение и закрепление на них перевозимого груза;

выявлять несложные неисправности тракторов и самостоятельно выполнять слесарные работы по их устранению;

выполнять работы по консервации и сезонному хранению тракторов;

оформлять первичную документацию;

знать:

устройство, принцип действия и технические характеристики основных марок тракторов;

мощность обслуживаемого двигателя и предельную нагрузку прицепных приспособлений;

правила погрузки, укладки, строповки и разгрузки различных грузов в тракторном прицепе;

средства и виды технического обслуживания тракторов;

способы выявления и устранения дефектов в работе тракторов;

содержание и правила оформления первичной документации

 

 

МДК.05.01. Технологии эксплуатации и технического обслуживания тракторов

ОК 1-8

ПК 5.1-5.3

ПМ.06

Транспортировка грузов

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

управления автомобилями категории "С";

уметь:

соблюдать Правила дорожного движения;

безопасно управлять транспортными средствами в различных дорожных и метеорологических условиях;

управлять своим эмоциональным состоянием, уважать права других участников дорожного движения, конструктивно разрешать межличностные конфликты, возникшие между участниками дорожного движения;

выполнять контрольный осмотр транспортных средств перед выездом и при выполнении поездки;

заправлять транспортные средства горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями с соблюдением экологических требований;

устранять возникшие во время эксплуатации транспортных средств мелкие неисправности, не требующие разборки узлов и агрегатов, с соблюдением требований техники безопасности;

соблюдать режим труда и отдыха;

обеспечивать прием, размещение, крепление и перевозку грузов;

получать, оформлять и сдавать путевую и транспортную документацию;

принимать возможные меры для оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

соблюдать требования по транспортировке пострадавших;

использовать средства пожаротушения;

знать:

основы законодательства в сфере дорожного движения, Правила дорожного движения;

правила эксплуатации транспортных средств;

правила перевозки грузов и пассажиров;

виды ответственности за нарушение Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортных средств и норм по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

назначение, расположение, принцип действия основных механизмов и приборов транспортных средств;

правила техники безопасности при проверке технического состояния транспортных средств, проведении погрузочно-разгрузочных работ;

порядок выполнения контрольного осмотра транспортных средств перед поездкой и работ по их техническому обслуживанию;

перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств или их дальнейшее движение;

приемы устранения неисправностей и выполнения работ по техническому обслуживанию;

правила обращения с эксплуатационными материалами;

требования, предъявляемые к режиму труда и отдыха, правила и нормы охраны труда и техники безопасности;

основы безопасного управления транспортными средствами;

порядок оформления путевой и товарно-транспортной документации;

порядок действий водителя в нештатных ситуациях;

комплектацию аптечки, назначение и правила применения входящих в ее состав средств;

приемы и последовательность действий по оказанию первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

правила применения средств пожаротушения

 

 

МДК.06.01. Теоретическая подготовка водителей автомобилей категории "С"

ОК 1-8

ПК 6.1-6.6

ФК.00

Физическая культура

В результате освоения раздела обучающийся должен:

уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни

80

40

 

ОК 2

ОК 3

ОК 6

ОК 7

ОК 8

 

Вариативная часть циклов ОПОП

(определяется образовательным учреждением)

216

144

 

 

 

Итого по обязательной части ОПОП, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ОПОП

1080

720

 

 

УП.00

Учебная практика (производственное обучение)

19 нед.

 

684

 

 

ОК 1-8

ПК 1.1-1.3

ПК 2.1-2.3

ПК 3.1-3.3

ПК 4.1-4.3

 

ПП.00

Производственная практика

ПА.00

Промежуточная аттестация

1 нед.

 

 

 

ГИА.00

Государственная (итоговая) аттестация

1 нед.

 

 

 

 

Таблица 3

 

Нормативный срок освоения ОПОП НПО при очной форме получения образования составляет 43 недели, в том числе:

 

Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"

20 нед.

Учебная практика (производственное обучение)

19 нед.

Производственная практика

Промежуточная аттестация

1 нед.

Государственная (итоговая) аттестация

1 нед.

Каникулярное время

2 нед.

Итого

43 нед.

 

VII. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы

 

7.1. Образовательное учреждение в рамках действующего законодательства самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП НПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2 ФГОС) с учетом потребностей регионального рынка труда и примерной ОПОП.

Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ОПОП образовательное учреждение:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;

обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;

обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;

в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;

обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.8. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.9. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 73 недели из расчета:

 

теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)

57 нед.

промежуточная аттестация

3 нед.

каникулярное время

13 нед.

 

7.10. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.

7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы* (для сроков обучения 1 год 10 мес.).

7.12. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются следующие виды практик: учебная практика (производственное обучение) и производственная практика.

Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.13. Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.

7.14. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.

Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.15. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает бюджет реализации соответствующих образовательных программ.

Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения**.

7.16. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по профессии начального профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Реализация ОПОП должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

 

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений

 

Кабинеты:

биологии пчелы медоносной и пчелиной семьи;

пчеловодства;

экологических основ природопользования;

управления транспортным средством и безопасности движения;

безопасности жизнедеятельности и охраны труда.

 

Лаборатории:

микробиологии, ветеринарной санитарии и зоогигиены;

медоносных ресурсов и опыления сельскохозяйственных культур;

разведения и содержания пчелиных семей;

болезней и вредителей пчел;

пчеловодного инвентаря и пасечного оборудования;

механизации и электрификации в пчеловодстве;

технологии производства и стандартизации продукции пчеловодства.

 

Мастерские:

столярная.

Тренажеры, тренажерные комплексы:

тренажер для выработки навыков и совершенствования техники управления транспортным средством.

 

Полигоны:

учебная пасека;

автодром, трактородром;

гараж с учебными автомобилями категории "С".

 

Спортивный комплекс:

спортивный зал;

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

 

Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.

 

VIII. Требования к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы

 

8.1. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.

Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики.

8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-I.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.

 

______________________________

* Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616).

** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-I (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).