Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 21 декабря 2009 г. N 03-05-05-02/86
Вопрос: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области (Астраханьстат) просит дать разъяснения по уплате налога на имущество и земельного налога организациями, занимающими помещения на условиях права безвозмездного пользования.
Астраханьстат размещается в административном здании на праве оперативного управления и является его балансодержателем. В соответствии с действующим налоговым законодательством, как балансодержатель, Астраханьстат уплачивает налог на имущество по указанному административному зданию и, соответственно, налог на землю под этим зданием. Кроме Астраханьстата в данном административном здании на праве безвозмездного пользования находятся три сторонние организации, которые занимают более 30% кабинетной площади здания.
Должны ли указанные сторонние организации возмещать Астраханьстату в доле занимаемой площади расходы на уплату налога на имущество по зданию и налога на землю под ним? Например, как это производится при уплате коммунальных платежей.
Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено ваше письмо от 8 декабря 2009 г. N 3182/202 по вопросу об уплате налога на имущество организаций и земельного налога организациями, занимающими помещения в здании на праве безвозмездного пользования, и сообщается следующее.
На основании положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налог на имущество организаций уплачивается, в частности, российскими организациями в отношении движимого и недвижимого имущества (в том числе имущества, переданного во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенного в совместную деятельность или полученного по концессионному соглашению), учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В соответствии с пунктами 21, 22 и 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств", на балансе организации в составе основных средств учитывается имущество, находящееся на праве собственности, праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
Таким образом, в отношении переданного в оперативное управление имущества налогоплательщиком налога на имущество организаций признается организация, являющаяся балансодержателем этого имущества.
Вместе с тем поскольку помещение, полученное организацией по договору безвозмездного пользования, не учитывается на балансе этой организации в качестве объекта основных средств, объекта налогообложения по налогу на имущество организаций у данной организации не возникает.
В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. При этом налогоплательщиками не признаются организации в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Согласно статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
При этом гражданским и земельным законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность приобретения организациями, которым переданы некоторые нежилые помещения в безвозмездное пользование, каких-либо прав на часть земельного участка, пропорциональную размеру переданных в безвозмездное пользование нежилых помещений.
В соответствии со статьей 689 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
В силу статьи 695 Гражданского кодекса Российской Федерации ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
Таким образом, в договоре безвозмездного пользования может быть предусмотрена обязанность ссудополучателя осуществлять расходы на содержание переданного по договору имущества, в том числе возмещать ссудодателю уплаченные им налог на имущество организаций и земельный налог.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрена следующая ситуация. Организация имеет здание на праве оперативного управления. Она уплачивает налог на имущество и земельный налог. В этом же здании расположены три сторонние организации. С ними заключен договор безвозмездного пользования. В связи с этим возник вопрос, должны ли эти организации возмещать расходы на уплату налогов?
Как указал Минфин России, в договоре безвозмездного пользования (договоре ссуды) может быть предусмотрена обязанность ссудополучателя нести расходы на содержание переданного имущества. Это касается и возмещения ссудодателю уплаченных налога на имущество и земельного налога.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 21 декабря 2009 г. N 03-05-05-02/86
Текст письма официально опубликован не был