Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Настоящие Методические рекомендации вводятся в действие с 1 мая 2009 г.
Приложение 3
к приказу Федеральной службы
по труду и занятости
от 3 июня 2009 г. N 127
Методические рекомендации
по применению положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при осуществлении надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих номы# трудового права*(1)
1. С 1 мая 2009 введен в действие Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"*(2), регулирующий отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, а также защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Федеральный закон N 294-ФЗ устанавливает порядок организации и проведения проверок хозяйствующих субъектов органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, порядок взаимодействия указанных органов при организации и проведении проверок хозяйствующих субъектов, права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля и их должностных лиц при проведении проверок, права и обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.
В связи с принятием Федерального закона N 294-ФЗ прекратил действие Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля", ранее регулировавший аналогичные вопросы.
2. Наряду с общими положениями Федерального закона N 294, являющимися обязательными для всех без исключения органов государственного контроля (надзора), деятельность территориальных органов Роструда по осуществлению надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права*(3), включая права должностных лиц, уполномоченных на проведение надзора и контроля в установленной сфере деятельности, а также требования к ее осуществлению и порядок проведения инспекционных проверок, регламентируется Конвенцией Международной организации труда N 81 об инспекции труда (1947)*(4) и Протоколом к ней 1995 года, ратифицированными Федеральным законом от 11 апреля 1998 года N 58-ФЗ, Трудовым кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 324, положениями о государственных инспекции труда в субъектах Российской Федерации, утвержденными приказами руководителя Федеральной службы по труду и занятости, иными федеральными нормативными правовыми актами и положениями введенного в действие Федерального закона N 294-ФЗ (с изменениями и дополнениями, внесенными в него Федеральным законом от 28 апреля 2009 года N 60-ФЗ "О несении# изменений в статьи 1 и 27 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля") с учетом особенностей их применения, установленных данным Федеральным законом и упомянутыми выше законодательными актами.
Кроме того, в настоящее время в соответствии с пунктом 4.6 Плана основных мероприятий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на 2009 года, утвержденного руководителем Роструда 14 января 2009 года, проводится работа по подготовке в установленном порядке административных регламентов исполнения Рострудом и его территориальными органами государственных функций по осуществлению государственного надзора и контроля в установленной сфере деятельности по основным ее направлениям.
Учитывая изложенное, до утверждения в установленном порядке указанных административных регламентов должностным лицам территориальных органов Роструда при осуществлении мероприятий по надзору и контролю в установленной сфере деятельности надлежит руководствоваться требованиями упомянутых выше законодательных и нормативных правовых актов с учетом положений настоящих Методических рекомендаций.
3. При определении требований Федерального закона N 294-ФЗ, подлежащих безусловному соблюдению должностными лицами территориальных органов Роструда при осуществлении ими надзора и контроля в установленной сфере деятельности, следует руководствоваться положениями частей 3, 4 и 5 статьи 1 данного Федерального закона, устанавливающими следующее:
3.1. Положения Федерального закона N 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю при проведении расследования несчастных случаев на производстве (часть 3 статьи 1), что фактически означает, что ни какие нормы данного Федерального закона не действуют при осуществлении должностными лицами территориальных органов Роструда надзорно-контрольных мероприятий, связанных с процедурой расследования обстоятельств и причин несчастных случаев на производстве, локализацией их последствий и обеспечением соблюдения прав пострадавших в результате несчастных случаев на производстве.
Указанные действия осуществляются должностными лицами территориальных органов Роструда в соответствии с положениями и требованиями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в данной сфере.
3.2. Особенности организации и проведения проверок при осуществлении контроля и надзора в сфере труда в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, могут устанавливаться другими федеральными законами (часть 4 статьи 1).
В этой связи следует учитывать, что Конвенция N 81, ратифицированная Федеральным законом от 11 апреля 1998 года N 58-ФЗ, и Трудовой кодекс Российской Федерации являются именно таковыми федеральными законодательными актами, фактически устанавливающими особенности реализации должностными лицами федеральной инспекции труда предоставленных полномочий, в том числе в части организации и проведения инспекционных проверок.
Необходимо учитывать также, что Федеральным законом от 28 апреля 2009 года N 60-ФЗ "О несении изменений в статьи 1 и 27 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" статья 27 Федерального закона N 294-ФЗ была дополнена пунктом 5, устанавливающим, что до 1 января 2010 года положения данного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, не применяются при осуществлении государственного контроля и надзора в сфере труда (то есть надзора и контроля, осуществляемого территориальными органами Роструда).
3.3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации (пункт 5 статьи 1).
В отличие от большинства государственных органов, осуществляющих надзор и контроль в установленной сфере деятельности, в отношении федеральной инспекции труда таковым международным договором Российской Федерации является Конвенция N 81, положения статей 12 и 16 которой устанавливают особенности осуществления инспекторами труда мероприятий по надзору и контролю.
Учитывая, что в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации положения упомянутых и иных статей Конвенции N 81 обладают высшей юридической силой в сопоставлении с нормами и положениями иных законодательных актов Российской Федерации, представляется, что должностные лица территориальных органов Роструда вправе рассматривать нормы Конвенции N 81 в качестве руководящих исключительно в случаях возникновения при осуществлении ими надзора и контроля в установленной сфере деятельности конфликтных либо спорных ситуаций.
4. В соответствии с положениями Федерального закона N 294-ФЗ предметом проводимых проверок является соблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Указанные положения в полной мере соответствуют положениям статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что к иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, соблюдение требований которых является предметом деятельности территориальных органов Роструда, относятся нормативные правовые акты органов местного самоуправления, содержащие такие нормы.
5. В соответствии с положениями главы 2 Федерального закона N 294-ФЗ проверки соблюдения обязательных требований в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей могут проводиться как в плановом, так и во внеплановом порядке.
В плановом порядке, как правило, проводятся комплексные либо тематические проверки, основной целью которых является осуществление комплекса надзорно-контрольных мероприятий, связанных с установлением соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, содержащихся в Трудовом кодексе Российской Федерации или его отдельных разделах и иных нормативных правовых актах, содержащих нормы трудового права по данным вопросам.
Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.
Во внеплановом порядке проводятся целевые проверки, основной целью которых является всестороннее и полное рассмотрение обращений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о нарушениях их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанных с невыполнением ими обязательных требований в сфере труда, либо проверки иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующей о наличии признаков таких нарушений, в целях исполнения поручений, по вопросам, поставленным в обращениях, а также в связи с необходимостью проверки полноты и качества мер, принятых работодателем по выполнению предписаний об устранении ранее выявленных нарушений обязательных требований.
6. Плановая проверка хозяйствующих субъектов проводится в соответствии с ежегодным планом работы государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации, формируемым в установленном порядке.
В настоящее время Рострудом заканчивается подготовка методических указаний о планировании надзорно-контрольных мероприятий и формировании в территориальных органах Роструда ежегодных планов проведения плановых проверок хозяйствующих субъектов. Вместе с тем, при осуществлении планирования надзора и контроля в установленной деятельности и формировании планов проверок хозяйствующих субъектов региона необходимо учитывать следующие положения, в том числе обусловленные требованиями Федерального закона N 294-ФЗ:
6.1. Обязанности по формированию ежегодного плана проведения плановых проверок соблюдения в хозяйствующих субъектах региона обязательных требований должны быть возложены руководителем территориального органа Роструда на одного из заместителей по направлению надзорно-контрольной деятельности.
6.2. Ежегодные планы проведения плановых проверок хозяйствующих субъектов регионов формируются на основе проведенного должностными лицами территориального органа Роструда анализа результатов надзора и контроля в установленной сфере деятельности в текущий и предшествующие периоды с учетом Плана основных мероприятий Роструда до 20 октября года, предшествующего планируемому, и должны содержать следующие сведения:
наименования юридических лиц, фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам;
основания проведения каждой плановой проверки;
дата и сроки проведения каждой плановой проверки.
6.3. Основанием для включения конкретных хозяйствующих субъектов в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
государственной регистрации данного хозяйствующего субъекта;
окончания проведения последней плановой проверки данного хозяйствующего субъекта;
начала фактического осуществления хозяйствующим субъектом предпринимательской деятельности, в том числе в соответствии с представленным в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти уведомлением о ее начале (в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления).
В отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, образования и социальной сфере плановые проверки могут проводиться два и более раз в три года в периодичности, установленной Правительством Российской Федерации*(5).
6.4. Сформированный проект ежегодного плана проведения плановых проверок не позднее 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых мероприятий, представляется территориальным органом Роструда в прокуратуру субъекта Российской Федерации.
6.5. Утвержденные руководителем территориального органа Роструда ежегодные планы работы территориального органа и проведения плановых проверок хозяйствующих субъектов размножаются в необходимом количестве и не позднее 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых мероприятий, доводятся до работников территориального органа для реализации предусмотренных в них мероприятий.
На основании утвержденного ежегодного плана проведения плановых проверок работниками территориального органа, уполномоченными на осуществление надзора и контроля в установленной сфере деятельности, не позднее чем за 5 дней до начала месяца, предшествующего проведению плановых проверок, составляются персональные ежемесячные графики проведения плановых проверок соблюдения в подконтрольных хозяйствующих субъектах обязательных требований, которые должны содержать сведения, указанные в подпункте 6.2. настоящих Методических рекомендаций.
Графики утверждаются непосредственными руководителями работников территориальных органов, уполномоченных на осуществление надзора и контроля в установленной сфере деятельности, и являются основанием для начала исполнения административной процедуры проведения плановых проверок соблюдения в хозяйствующих субъектах обязательных требований.
6.6. Утвержденный руководителем территориального органа Роструда ежегодный план проведения плановых проверок хозяйствующих субъектов не позднее 1 декабря года, предшествующего проведению плановых мероприятий, доводится до сведения заинтересованных лиц посредством размещения на официальном сайте территориального органа Роструда в сети Интернет либо иным доступным способом.
Копия плана представляется в Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Роструда.
7. Внеплановая проверка хозяйствующих субъектов проводится по следующим основаниям:
истечение срока исполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований;
выявление признаков нарушения работодателем обязательных требований, в результате которых был причинен вред жизни и (или) здоровью граждан при осуществлении трудовой (профессиональной) деятельности, обстоятельства которых не были расследованы в установленном порядке, либо возникновения угрозы наступления указанных обстоятельств в результате допускаемых работодателями правонарушений;
выявление допущенных работодателем нарушений прав работников, в том числе пострадавших в результате несчастных случаев на производстве.
8. Юридическим фактом, являющимся основанием для начала проведения любой проверки является распоряжение руководителя территориального органа Роструда (его заместителя) о проведении соответствующей проверки в конкретном хозяйствующем субъекте, составляемое по форме, утвержденной Рострудом на основании Типовой формы распоряжения или приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 года N 141, зарегистрированного в установленном порядке в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 мая 2009 года (рег. N 13915).
При оформлении распоряжения о проведении проверки следует учитывать, что указанные в подстрочнике к пункту 1 распоряжения сведения о государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, номер реестровой записи и дата включения сведений в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, указываются в форме распоряжения при условии их наличия в государственной инспекции труда. Так как указанные сведения должны быть получены непосредственно в ходе проведения проверки данного хозяйствующего субъекта и внесены в акт проверки, в дальнейшем они будут содержаться в информационной базе госинспекции труда о хозяйствующих субъектах региона и могут быть использованы для организации последующих проверок данного хозяйствующего субъекта.
В соответствии с требованиями Федерального закона N 294-ФЗ о проведении плановой (документарной или выездной) проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются должностным лицом территориального органа Роструда, уполномоченным на проведение проверки, не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения о ее проведении заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом, а о проведении внеплановой выездной проверки - не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.
В этой связи следует также учитывать и руководствоваться положениями статьи 12 Конвенции N 81, устанавливающей, что инспектор труда "уведомляет о своем присутствии предпринимателя или его представителя, если только он не сочтет, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля".
9. Первым этапом как плановой, так и внеплановой проверки хозяйствующих субъектов, проводимых уполномоченными должностными лицами территориального органа Роструда, является документарная проверка, требования о порядке проведения которой содержатся в статье 11 Федерального закона N 294-ФЗ, которая проводится по месту расположения территориального органа Роструда. При этом необходимо руководствоваться следующими обязательными положениями:
9.1. В процессе проведения документарной проверки должностным лицом территориального органа Роструда, проводящим проверку, в первую очередь, рассматриваются документы хозяйствующего субъекта и сведения о нем, имеющиеся в территориальном органе Роструда (акты предыдущих проверок, предписания об устранении ранее выявленных нарушений обязательных требований, материалы дел об административных правонарушениях в отношении руководителей и должностных лиц хозяйствующих субъектов и иные материалы ранее проведенных в отношении данного хозяйствующего субъекта надзорно-контрольных мероприятий).
9.2. В случае отсутствия или недостаточности в территориальном органе Роструда материалов и документов, позволяющих сделать объективные выводы и заключения о соблюдении в хозяйствующем субъекте обязательных требований, одновременно с направлением копии распоряжения о начале проведения проверки должностным лицом, проводящим проверку, в хозяйствующий субъект направляется мотивированный запрос с требованием представить необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы, перечень которых определяется исходя из характера и объемов проводимых мероприятий по надзору и контролю. При направлении запроса целесообразно письменно предупредить работодателя об административной ответственности за непредоставление в срок запрашиваемой информации.
В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязаны направить в территориальный орган Роструда указанные в запросе документы в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя или иного уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его уполномоченного представителя. Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов.
9.3. В случае, если в ходе проведения документарной проверки при рассмотрении представленных юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем пояснений и документов должностным лицом территориального органа Роструда, проводящим проверку, будут установлены признаки нарушения обязательных требований, указанное должностное лицо вправе провести выездные надзорно-контрольные мероприятия непосредственно в хозяйствующем субъекте (выездную проверку) с учетом особенностей, указанных в пункте 3 настоящих Методических рекомендаций.
10. В соответствии с общими требованиями, установленными статьей 10 Федерального закона N 294-ФЗ, выездная проверка проводится в случае, если в ходе документарной проверки не представляется возможным:
удостовериться в полноте и достоверности сведений, представленных хозяйствующим субъектом, либо иных сведений, имеющихся в распоряжении территориального органа Роструда;
дать правовую оценку соответствия деятельности хозяйствующего субъекта обязательным требованиям без проведения соответствующих надзорно-контрольных мероприятий непосредственно на месте осуществления их деятельности.
Для проведения выездной проверки на основании служебной записки (рапорта) должностного лица территориального органа Роструда, проводившего в установленном порядке плановую или внеплановую документарную проверку, руководителем территориального органа Роструда (его заместителем) издается дополнительное распоряжение на проведение выездной проверки.
При этом следует учитывать, что в соответствии с нормами указанной статьи Федерального закона N 294-ФЗ исключительным основанием для проведения внеплановой выездной проверки хозяйствующих субъектов, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого или среднего предпринимательства, может являться выявление признаков нарушения работодателем обязательных требований, в результате которых был причинен вред жизни и (или) здоровью граждан при осуществлении трудовой (профессиональной) деятельности либо возникла угроза причинения такого вреда, включая случаи невыплаты работникам заработной платы, непредоставления им установленных трудовым законодательством оплачиваемых отпусков, необеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты и т.д.;
Характеристики субъектов малого и среднего предпринимательства содержатся в Федеральном законе от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". В этой связи, учитывая изложенные выше требования Федерального закона N 294-ФЗ, в случае необходимости уточнения, является ли юридическое лицо или индивидуальный предприниматель субъектом малого или среднего предпринимательства, перед проведением внеплановой выездной проверки хозяйствующего субъекта должностному лицу территориального органа Роструда надлежит по установленным средствам получения информации из органов государственной власти, уполномоченных на ведение реестра субъектов малого или среднего предпринимательства, или из иных надлежащих источников получить указанные уточняющие сведения.
11. В соответствии с общими нормами статьи 13 Федерального закона N 294-ФЗ срок проведения каждой документарной или выездной проверки, проводимых как в плановом, так и во внеплановом порядке, не должен превышать двадцать рабочих дней. При этом нормами указанной статьи данного Федерального закона установлено, что в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц территориального органа Роструда, проводящих проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем территориального органа Роструда (его заместителем), но не более чем на двадцать рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий - не более чем на пятнадцать часов.
В этой связи с учетом особенностей применения Федерального закона N 294-ФЗ, изложенных в пункте 3 настоящих Методических рекомендаций, при определении предельных сроков проведения проверки хозяйствующих субъектов необходимо руководствоваться следующим:
11.1. В соответствии с общими нормами указанной статьи Федерального закона N 294-ФЗ в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год. Эти требования фактически возлагают на должностных лиц территориального органа Роструда обязанность соблюдения и ведения почасового учета времени проверки только при проведении выездных плановых проверок малых предприятий или микропредприятий и не распространяются на случаи проведения внеплановых выездных проверок указанных хозяйствующих субъектов, проводимых в соответствии с установленным законодательством порядком.
В этой связи представляется, что продолжительность выездных плановых проверок малых предприятий и микропредприятий должна складываться из времени, фактически проведенного в процессе проверки проверяющим должностным лицом территориального органа Роструда непосредственно на объекте. При этом в продолжительность проверки не должно включаться время, затраченное на оформление проверяющим должностным лицом территориального органа Роструда результатов и материалов выездной плановой проверки, а также время, затраченное на проведение предшествовавшей ей документарной плановой проверки данного хозяйствующего субъекта.
Сведения о фактическом времени проверки фиксируются в оформляемом в установленном порядке акте проверки путем указания в его первой части общего числа полных часов проверки данного хозяйствующего субъекта.
11.2. В случаях проведения в установленном законодательством порядке внеплановых выездных проверок хозяйствующих субъектов, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого или среднего предпринимательства, следует учитывать также, что основанием для их проведения, как правило, являются поступившие в территориальный орган Роструда жалобы, заявления и иные обращения граждан, указывающие на допущенные в указанных хозяйствующих субъектах нарушения обязательных требований.
В этой связи при организации и проведении внеплановых выездных проверок любого хозяйствующего субъекта, включая относящиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого или среднего предпринимательства, и исчислении предельных сроков их проведения необходимо учитывать также требования Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", статья 12 которого устанавливает, что "письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации".
Таким образом, с учетом норм действующего законодательства и положений Конвенции N 81, представляется, что по общим правилам (без учета предусмотренных в законодательстве возможностей продления в исключительных случаях сроков проверок) срок проведения внеплановых выездных проверок любых хозяйствующих субъектов не должен превышать 30 дней.
12. Статьей 15 Федерального закона N 294-ФЗ установлены ограничения при проведении проверки, являющиеся общими и обязательными для всех должностных лиц органов государственного контроля (надзора), включая должностных лиц территориальных органов Роструда, уполномоченных на проведение проверок, которые не вправе:
проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям территориального органа Роструда;
осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя (за исключением случаев проведения проверки по информации, содержащей сведения о причинении вреда жизни и (или) здоровью граждан либо возникновении угрозы причинения такого вреда);
требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
превышать установленные сроки проведения проверки без надлежащего оформления продления установленных сроков;
осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.
13. В соответствии со статьей 18 Федерального закона N 294-ФЗ, в полной мере корреспондирующимися с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации и положениями Конвенции N 81, при проведении проверки должностные лица территориального органа Роструда, уполномоченные на ее проведение, обязаны:
своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений и копии распоряжения руководителя территориального органа Роструда (его заместителя) о ее проведении;
не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
знакомить руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки;
учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни и (или) здоровья граждан, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
соблюдать сроки проведения проверки, установленные Федеральным законом N 294-ФЗ и иными законодательными актами (с учетом положений настоящих Методических рекомендаций);
не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка;
осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.
14. По результатам каждой проведенной проверки должностными лицами территориального органа Роструда, проводившими проверку, составляется акт по форме, утвержденной Рострудом на основании Типовой формы акта проверки органом государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 года N 141, зарегистрированного в установленном порядке в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 мая 2009 года (рег. N 13915).
Акт проверки оформляется должностным лицом территориального органа Роструда, проводящим проверку, непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, один из которых с копиями приложений вручается полномочным представителям хозяйствующего субъекта под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия полномочных представителей хозяйствующего субъекта, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле территориального органа Роструда.
В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается полномочным представителям хозяйствующего субъекта под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле территориального органа Роструда.
К акту проверки прилагаются протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников проверяемого хозяйствующего субъекта, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
В случае, если в ходе проведения документарной проверки было принято решение о ее продолжении в форме выездной проверки, акт проверки оформляется по завершению выездной проверки, в котором отражаются отдельные результаты, полученные в ходе проведенной документарной проверки. Таким образом, результаты проверки во всех случаях оформляются одним актом проверки. При этом в отчетах о результатах надзорно-контрольной деятельности должностными лицами территориального органа Роструда аналогично указываются сведения об одной проведенной проверке.
В соответствии с пунктом 6 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ копия акта о результатах проведения внеплановой выездной проверки хозяйствующих субъектов, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого или среднего предпринимательства, в течение пяти рабочих дней со дня его составления направляется в органы прокуратуры по месту расположения проверенного хозяйствующего субъекта.
15. В соответствии с полномочиями и обязанностями, регламентированными Трудовым кодексом Российской Федерации, и положениями статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований, должностные лица территориального органа Роструда, проводившие проверку, обязаны:
выдать предписание хозяйствующему субъекту об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
В случае, если при проведении проверки установлено, что деятельность хозяйствующего субъекта, его филиала, представительства, структурного подразделения, эксплуатация принадлежащих ему зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан или такой вред причинен, должностные лица территориального органа Роструда, проводившие проверку, обязаны незамедлительно принять предусмотренные законодательством меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности хозяйствующего субъекта, его филиала, представительства, структурного подразделения в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае выявления в результате проведенных надзорно-контрольных мероприятий признаков преступлений, предусмотренных ст.ст. 143, 145, 145-1, 318 и 319 Уголовного кодекса Российской Федерации, должностные лица территориальных органов Роструда обязаны направить материалы в соответствующие правоохранительные органы для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовных дел в отношении лиц, виновных в допущенных правонарушениях.
16. В случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений работодатель в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в руководителю территориального органа Роструда возражения в письменной форме в отношении акта проверки и (или) выданного предписания в целом или их отдельных положений. К возражениям работодатель вправе приложить документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии.
При поступлении в территориальный орган Роструда письменного возражения в отношении акта проверки и выданного предписания, руководитель территориального органа Роструда рассматривает возражение в течение десяти дней и выносит мотивированное решение, которое в течение суток, следующих за днем вынесения решения, направляется по средствам почтовой связи с уведомлением юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
При нарушении работодателем установленного срока представления возражений, руководителем территориального органа Роструда может быть принято решение о возвращении их без рассмотрения по существу.
В соответствии с положениями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обжалование акта проверки в судебном порядке не правомерно в связи с тем, что акт проверки отражает результат надзорно-контрольного мероприятия, не является нормативным правовым документом и не может лишать прав или возлагать какие-либо обязанности на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, проверка которых проводилась
______________________________
*(1) Далее - Методические рекомендации
*(2) Далее - Федеральный закон N 294-ФЗ
*(3) Далее - обязательные требования
*(4) Далее - Конвенция N 81
*(5) Решение Правительства Российской Федерации по данному вопросу в настоящее время готовится.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.