Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 5 февраля 2010 г. N 03-03-06/1/52
Вопрос: Предприятие ОАО планирует выплачивать своим работникам вознаграждения за рационализаторские предложения в процентах от годового экономического эффекта, ожидаемого к получению за первый год использования рационализаторского предложения в производстве. Обоснованием расходов на выплату вознаграждений за рационализаторские предложения на предприятии являются:
- "Положение о системе подачи предложений", разработанное и утвержденное в 2006 г., где оговорены размеры вознаграждений, расчет экономического эффекта и порядок выплаты премии;
- трудовой договор, где имеется пункт, по которому работодатель имеет право "поощрять работника за добросовестный труд в соответствии с локальными нормативными актами";
- коллективный договор, в котором указано, что работодатель обязуется "в соответствии с действующими Положениями выплачивать премию за достигнутые показатели в работе, за экономию материалов и энергоресурсов, за качество продукции".
Прошу разъяснить порядок учета расходов в виде сумм вознаграждений, выплачиваемых за рационализаторские предложения при определении налоговой базы по налогу на прибыль, учитывая перечисленные локальные акты предприятия.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 30.11.2009 г. N 68-03/99 по вопросу о порядке учета расходов по выплате вознаграждений работникам для целей налогообложения прибыли и сообщает следующее.
Согласно Методическим рекомендациям по организации и проведению рационализаторской работы на предприятиях Российской Федерации, одобренными совместным Решением Роспатента и Госкомпрома России от 25.06.1996 г. N 6/7, рационализаторским может быть признано техническое, организационное либо управленческое предложение, являющееся новым и полезным для данного предприятия.
Порядок выплаты вознаграждения за рационализаторское предложение устанавливается предприятием самостоятельно. Согласно пункту 14 названных Методических рекомендаций оно может выплачиваться как при его признании рационализаторским, так и при его использовании и получении экономического или иного положительного эффекта.
В соответствии со статьей 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работника в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Пунктом 2 статьи 255 Кодекса предусмотрено, что в состав расходов на оплату труда включаются начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели.
Согласно статье 135 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, суммы вознаграждений авторам рационализаторских предложений и премий могут быть учтены в целях налогообложения прибыли в составе расходов на оплату труда на основании пункта 2 статьи 255 Кодекса.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно разъяснениям в составе расходов на оплату труда могут учитываться затраты на выплату вознаграждений авторам рационализаторских предложений. При этом они должны предусматриваться коллективными договорами, соглашениями или локальными нормативными актами организации.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 5 февраля 2010 г. N 03-03-06/1/52
Текст письма опубликован в журнале "Документы и комментарии", апрель 2010 г. N 8