Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 января 2010 г. N 12142/09
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Бабкина А.И., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Козловой О.А., Маковской А.А., Поповой Г.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л. -
рассмотрел заявление государственного учреждения "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Урицком районе Орловской области" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Орловской области от 27.01.2009 по делу N А48-4895/2008, постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22.06.2009 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители Управления Федеральной регистрационной службы по Орловской области (ответчика) - Гаенко М.В., Суханова Е.Л.
Заслушав и обсудив доклад судьи Поповой Г.Г. и объяснения представителей ответчика, Президиум установил следующее.
Государственное учреждение "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Урицком районе Орловской области" (далее - управление пенсионного фонда) обратилось к Управлению Федеральной регистрационной службы по Орловской области (далее - управление регистрационной службы) с заявлением о признании незаконным отказа в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 54 кв.метра с кадастровым номером 57:06:0010502:44, расположенным по адресу: Орловская обл., Урицкий р-н, п. Нарышкино, ул. Немкова.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 27.01.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановлением от 22.06.2009 указанные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре судебных актов в порядке надзора управление пенсионного фонда просит их отменить, указывая на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм материального права.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
На основании распоряжения главы администрации Урицкого района Орловской области от 22.08.2001 N 274 "О вводе в эксплуатацию административного здания Управления ПФРФ по Урицкому району" за управлением пенсионного фонда 22.03.2002 зарегистрировано право оперативного управления трансформаторной подстанцией общей площадью 21,1 кв.метра.
Постановлением администрации Урицкого района Орловской области от 28.04.2008 N 161 управлению пенсионного фонда для эксплуатации трансформаторной подстанции предоставлен земельный участок площадью 54 кв.метра с кадастровым номером 57:06:0010502:44 на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Управление пенсионного фонда 15.09.2008 обратилось в управление регистрационной службы с заявлением о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком.
Уведомлением от 10.10.2008 N 08/005/2008-451 управление регистрационной службы сообщило заявителю о приостановлении государственной регистрации на один месяц в связи с тем, что государственная пошлина в сумме 100 рублей, уплаченная управлением пенсионного фонда, не соответствует установленному подпунктом 20 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации размеру государственной пошлины для организаций, составляющему 7 500 рублей, и предложило в срок до 09.11.2008 доплатить 7 400 рублей.
Уведомлением от 14.11.2008 N 08/005/2008-451 управлению пенсионного фонда отказано в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на основании абзаца десятого пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Закон о государственной регистрации прав) в связи с тем, что заявителем не представлены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины за государственную регистрацию права в размере, установленном подпунктом 20 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.
Заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании незаконным данного отказа, полагая, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы являются государственными учреждениями пенсионного обеспечения, фактически выполняющими функции органов государственной власти, в связи с чем за регистрацию прав должны платить государственную пошлину в размере 100 рублей.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований. При этом суд исходил из того, что в силу статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательном пенсионном страховании) Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы являются государственными учреждениями, а потому счел обоснованным решение регистрирующего органа о необходимости уплаты пенсионным фондом государственной пошлины за регистрацию прав в размере, установленном для организаций, а не для органов государственной власти.
Суды апелляционной и кассационной инстанций согласились с выводом суда первой инстанции.
Президиум считает отказ судов в государственной регистрации права обоснованным и правомерным.
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежит государственной регистрации в соответствии с Законом о государственной регистрации прав.
Несоответствие документов, представленных на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию требованиям действующего законодательства, а также непредставление документов, необходимых в соответствии с Законом о государственной регистрации прав, являются основаниями для отказа в государственной регистрации прав (пункт 1 статьи 20 Закона).
Из пункта 4 статьи 16 Закона о государственной регистрации прав следует, что вместе с заявлением о государственной регистрации прав и другими представленными для государственной регистрации прав документами предъявляется, если иное не установлено федеральным законом, документ об уплате государственной пошлины.
Подпунктом 20 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена уплата государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в размере: физическими лицами - 500 рублей, организациями - 7 500 рублей, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления - 100 рублей.
Таким образом, в данной норме прямо указаны категории плательщиков, для которых государственная пошлина за государственную регистрацию прав составляет 100 рублей, - это федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы к таким плательщикам не относятся.
Согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и названным Положением.
Из статьи 5 Закона об обязательном пенсионном страховании также следует, что Пенсионный фонд Российской Федерации - это государственное учреждение, которое со своими территориальными органами составляет единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы, поскольку они не относятся к органам государственной власти и норма подпункта 20 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации расширительному толкованию не подлежит, при государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком должны уплачивать государственную пошлину в размере, установленном для организаций, - в сумме 7 500 рублей.
При указанных обстоятельствах оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 1 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Орловской области от 27.01.2009 по делу N А48-4895/2008, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2009 и постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22.06.2009 по тому же делу оставить без изменения.
Заявление государственного учреждения "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Урицком районе Орловской области" оставить без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Учреждение ПФР при госрегистрации прав на недвижимость должно уплачивать госпошлину в размере, предусмотренном для организаций, а не для органов власти.
К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ.
В спорный период (до 28.01.2010) НК РФ предусматривал, что госпошлина за госрегистрацию прав на недвижимость уплачивается в размере 500 руб. физлицами, 7 500 руб. организациями, 100 руб. органами власти.
Как пояснил Президиум, исходя из ГК РФ и Закона об обязательном пенсионном страховании, ПФР и его территориальные органы являются государственными учреждениями. Поэтому госпошлина за регистрацию прав должна ими уплачиваться в размере, установленном для организаций, а не для органов государственной власти.
Таким образом, не было оснований для уплаты учреждениями ПФР госпошлины в размере, предусмотренном для органов власти.
Следует отметить, что в конце января 2010 г. нормы НК РФ о госпошлине претерпели существенные изменения. Был пересмотрен как сам размер госпошлины, так и льготы по ее уплате. Органы власти полностью освобождены от уплаты госпошлины за совершение юридически значимых действий (за исключением отдельного случая - за принятие решения в отношении установленных тарифов и надбавок по разногласиям).
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 января 2010 г. N 12142/09
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2010 г., N 4
Постановление размещено на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru 16.02.2010
Номер дела в первой инстанции: А48-4895/2008
Заявитель: ГУ УПФ РФ в Урицком р-не Орловской обл
Ответчик: УФРС по Орловской области, Урицкий отдел УФРС по Орловской обл
Хронология рассмотрения дела:
19.01.2010 Постановление Президиума ВАС РФ N 12142/09
30.10.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12142/09
29.09.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12142/09
03.04.2009 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1065/09
03.04.2009 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1065/2009
Хронология рассмотрения дела:
19.01.2010 Постановление Президиума ВАС РФ N 12142/09
30.10.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12142/09
29.09.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12142/09
03.04.2009 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1065/09
03.04.2009 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1065/2009