Решение Верховного Суда РФ от 9 декабря 2009 г. N ГКПИ09-1437
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 2 марта 2010 г. N КАС10-28 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества "Таганрогский металлургический завод" о признании частично недействующим абзаца 4 пункта 14 Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 сентября 2008 г. N 172-э/4, установил:
в соответствии с абзацем 4 пункта 14 Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям отнесение всех конечных потребителей (кроме населения) к группам, по которым дифференцируется тариф на транспортировку, производится на основании данных о годовом объеме потребления газа конечным потребителем отдельно по точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным сетям (далее - Методические указания).
ОАО "Таганрогский металлургический завод" (далее - ОАО "ТАГМЕТ") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца 4 пункта 14 Методических указаний в той мере, в которой он устанавливает принцип отнесения конечных потребителей газа к группам, по которым дифференцируется размер платы за услуги по транспортировке газа, исходя из объемов потребленного газа в разрезе точек подключения, в отношении конечных потребителей газа, которые на одной производственной площадке имеют несколько точек подключения.
Как указывает заявитель, оспариваемое положение нормативного правового акта не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, создает неравные условия и дискриминирует промышленных потребителей. Кроме того, отсутствуют сведения о согласовании Методических указаний с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
В суде представители ОАО "ТАГМЕТ" Б.М.В., С.Т.Н. поддержали заявленные требования.
Представители заинтересованных лиц Федеральной службы по тарифам Б.Б.В., М.Б.К., Г.А.А., Министерства юстиции Российской Федерации Г.Е.П. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемое положение нормативного правового акта соответствует действующему законодательству и не нарушает прав организаций. Методические указания согласованы с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Выслушав объяснения представителей ОАО "ТАГМЕТ" Б.М.В., С.Т.Н., ФСТ России Б.Б.В., М.Б.К., Г.А.А., Минюста России Г.Е.П., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации С.Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Методические указания по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям утверждены приказом Федеральной службы по тарифам от 17 сентября 2008 г. N 172-э/н. Данный нормативный правовой акт зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 октября 2008 г., регистрационный номер 12450, опубликован в "Российской газете" N 218, 17 октября 2008 г.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного приказа следует читать как "N 172-э/4"
В соответствии с Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 102, регулирование розничных цен на газ, реализуемый населению, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации (пункт 10). Таким органом является Федеральная служба по тарифам, которая наделена полномочиями принимать методические указания (методики) по расчету регулируемых цен на газ, тарифов на транспортировку газа, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, размера специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа (пункт 5 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 332).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер постановления Правительства РФ от 29 декабря 2000 г. следует читать как "N 1021"
Согласно пункту 11 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации государственное регулирование цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке осуществляется путем установления фиксированных цен (тарифов) или их предельных уровней исходя из:
а) возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, экономически обоснованных затрат, связанных с добычей, транспортировкой, переработкой, хранением, распределением и поставкой (реализацией) газа (при регулировании оптовых цен), а также возмещения экономически обоснованных затрат, связанных с транспортировкой и распределением газа (при регулировании тарифов);
б) установления для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, обоснованной нормы прибыли на капитал, используемый в регулируемых видах деятельности (до разработки методики определения размера основных средств, иных материальных и финансовых активов, используемых в регулируемых видах деятельности, учитывается размер прибыли, необходимой для обеспечения указанных организаций средствами на обслуживание привлеченного капитала, развитие производства и финансирование других обоснованных расходов);
в) удовлетворения платежеспособного спроса на газ, достижения баланса экономических интересов покупателей и поставщиков газа;
г) учета в структуре регулируемых цен (тарифов) всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации;
д) учета разницы в стоимости услуг по транспортировке и поставке (реализации) газа различным группам потребителей и в различные районы;
е) развития внутриотраслевой (в сфере поставок газа) и межотраслевой (между замещающими видами топлива) конкуренции.
Методические указания определяют принципы регулирования и расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, а также особенности их применения на территории Российской Федерации.
Абзац 4 пункта 14 Методических указаний предусматривает отнесение конечных потребителей газа к той или иной группе, исходя из объемов поставки газа отдельно по точкам подключения их сетей к газораспределительным и газотранспортным сетям. Данные положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству.
Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации определяют принципы формирования цен на газ, добываемый на территории Российской Федерации, и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации по магистральным газопроводам и газораспределительным сетям. Так, согласно пункту 15 Основных положений цены на газ, тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, могут дифференцироваться по группам потребителей в зависимости от присоединения последних к сетям различного давления, ценовых поясов, сезонности, времени заключения и сроков действия договоров поставки газа, режимов отбора газа, объемов его потребления и других факторов.
Методическими указаниями с целью более точного учета экономически обоснованных затрат, которые несут организации, предоставляющие услуги по транспортировке и поставке (реализации) газа, предусмотрено установление дифференцированных тарифов по 8 группам конечных потребителей (включая население).
Федеральная служба по тарифам, осуществляя правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации, самостоятельно принимает методические указания по регулированию тарифов на транспортировку газа, в которых определяет принципы регулирования и расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям. Отнесение конечных потребителей газа (кроме населения) к группам, по которым дифференцируется тариф на транспортировку газа, исходя из объемов поставки газа отдельно по точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным и газотранспортным сетям, отвечает принципу экономической обоснованности затрат по транспортировке газа по газораспределительным сетям, поскольку удельные расходы на оказание услуг по транспортировке газа для таких организаций связаны не просто с общим объемом потребления газа, а с объемом потребления, определяемым по точкам технологического подключения к газораспределительным сетям, а также с учетом их загрузки. Оспариваемая норма Методических указаний направлена на учет реальных затрат, которые несут организации при оказании услуг по транспортировке газа, и устранение имеющегося перекрестного субсидирования.
Сами Методические указания не устанавливают тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.
ОАО "ТАГМЕТ" является конечным потребителем природного газа. Каких-либо достоверных данных, свидетельствующих, что при регулировании тарифов оспариваемые положения Методических указаний не учитывают возмещения организациям, осуществляющим оказание услуг по транспортировке природного газа, экономически обоснованных затрат, связанных с транспортировкой и распределением газа, заявитель не представил.
Ссылки заявителя о противоречии оспариваемого положения нормативного правого акта Федеральным законам "О газоснабжении в Российской Федерации" и "О защите конкуренции" являются несостоятельными. Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" в статье 26 содержит антимонопольные правила для организаций - собственников систем газоснабжения. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение на рынке, запрещает технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов других лиц. Между тем ФСТ России не является хозяйствующим субъектом, в понимании названных Федеральных законов, а осуществляет правовое регулирование, принимая методические указания по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа. Оспариваемое положение Методических указаний является обязательным для неопределенного круга лиц и не создает преимуществ для отдельных потребителей природного газа.
Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, предусмотрен порядок оформления согласования проекта нормативного правового акта, если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласование проекта нормативного правового акта оформляется визами. Виза включает в себя наименование должности руководителя федерального органа исполнительной власти или его заместителя, личную подпись визирующего, расшифровку подписи и дату.
Визы проставляются в нижней части оборотной стороны последнего листа подлинника нормативного правового акта.
Из подлинника нормативного правого акта, представленного суду, усматривается, что приказ Федеральной службы по тарифам от 17 сентября 2008 г. N 172-э/4 согласован с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, что подтверждается визой должностного лица на оборотной стороне. Отсутствие расшифровки подписи и даты не нарушает прав заявителя и не может рассматриваться как основание для признания недействующим оспариваемого положения нормативного правового акта.
Учитывая, что оспариваемое положение нормативного правового акта соответствует действующему законодательству, издано в пределах компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), и не нарушает права юридических лиц на осуществление предпринимательской деятельности, заявление ОАО "ТАГМЕТ" не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление открытого акционерного общества "Таганрогский металлургический завод" о признании частично недействующим абзаца 4 пункта 14 Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 сентября 2008 г. N 172-э/4, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 9 декабря 2009 г. N ГКПИ09-1437
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 2 марта 2010 г. N КАС10-28 настоящее решение оставлено без изменения