Решение Верховного Суда РФ от 9 ноября 2009 г. N ГКПИ09-1140
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 25 февраля 2010 г. N КАС10-17 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Н.И.В. о признании недействующим подпункта "п" пункта 2 Общих принципов служебного поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885, установил:
Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 утверждены Общие принципы служебного поведения государственных служащих (далее - Общие принципы). Указ опубликован в "Российской газете", N 152, 15 августа 2002 г., "Собрании законодательства РФ", 19 августа 2002 г., N 33, ст. 3196.
Подпунктом "п" пункта 2 Общих принципов установлено, что государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего.
Н.И.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим подпункта "п" пункта 2 Общих принципов, ссылаясь на его противоречие пункту 1 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которому каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. По его мнению, оспариваемое положение нарушает его право на свободу выражения мнения, установленное данной Конвенцией. Также считает, что оспариваемое положение противоречит Международному кодексу поведения государственных лиц, который устанавливает, что государственная должность - это должность, облеченная доверием, предполагающая обязанность действовать в интересах государства, что он и сделал, выступив в средствах массовой информации с резкой критикой руководства прокуратуры Смоленской области по решениям, принимаемым ими по конкретным уголовным делам.
В обоснование заявленных требований указал, что он работал старшим следователем прокуратуры Ленинского района г. Смоленска, приказом прокурора Смоленской области от 1 ноября 2005 г. N 352 он уволен из органов прокуратуры за совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника. Данный приказ им был обжалован в Генеральную прокуратуру РФ, которая в своем ответе указала, что прокурором Смоленской области было принято обоснованное решение об его увольнении из органов прокуратуры, поскольку своими действиями он нарушил Общие принципы служебного поведения государственных служащих, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885, согласно которым государственный служащий призван воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов и их руководителей, и причинил вред авторитету органов прокуратуры.
В судебном заседании Н.И.В. поддержал свои требования и просил об их удовлетворении.
Представитель Президента Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 26). В письменных возражениях пояснил, что установленное подпунктом "п" пункта 2 Общих принципов ограничение права государственного служащего на свободу выражения мнения не является исключением из общего правила, предусмотренного нормами международного права и Конституции Российской Федерации, и полностью соответствует нормам международного права, практике Европейского Суда по правам человека и положениям Конституции РФ. В связи с чем просил отказать в удовлетворении заявленного требования.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ф.А.В., полагавшей отказать в удовлетворении заявления, суд находит, что заявление Н.И.В. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" установлено, что государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон).
Статьей 17 Закона установлены запреты, связанные с гражданской службой, в частности в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности (пункт 10).
Из указанного следует, что содержащееся в подпункте "п" пункта 2 Общих принципов нормативное положение, призывающее государственных служащих воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего, полностью соответствует указанной норме Закона.
Суд не может согласиться с доводом заявителя о противоречии оспариваемого положения пункту 1 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.) (далее - Конвенция) и Международному кодексу поведения государственных лиц (Принят 12 декабря 1996 г. Резолюцией 51/59 на 82-ом пленарном заседании 51-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (далее - Международный кодекс).
Согласно статье 10 Конвенции каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ; осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.
В силу пункта 1 раздела 1 Международного кодекса государственная должность, как она определяется в национальном законодательстве, - это должность, облеченная доверием, предполагающая обязанность действовать в интересах государства. Поэтому государственные должностные лица проявляют абсолютную преданность государственным интересам своей страны, представляемым демократическими институтами власти.
Модельным кодексом поведения для государственных служащих, являющимся приложением к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11 мая 2000 г. N R (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих установлено, что государственный служащий обязан быть лояльным в отношении национального, местного или регионального органа власти, учрежденного в соответствии с законодательством (пункт 1 статьи 5); государственный служащий обязан соблюдать любые ограничения, предусмотренные законом для некоторых категорий государственных служащих в отношении осуществления ими политической деятельности в связи с занимаемым ими положением или характером их служебных обязанностей (пункт 3 статьи 16).
Из системного анализа указанных международных норм следует, что государственные служащие наделены особым правовым статусом и обязаны соблюдать любые ограничения, предусмотренные национальным законом, поскольку государство может требовать от государственных служащих лояльности в отношении конституционных принципов, на которых основано государство.
Данная позиция отражена и в постановлении Европейского Суда по правам человека от 26 сентября 1995 г. по делу "Фогт (VOGT) против Германии". В частности в нем указывается, что на государственных служащих, как и на других граждан, распространяется защита, предоставленная статей 10 Конвенции. Однако в силу особого статуса государственных служащих государство вправе обязывать их сдерживаться (пункт 51). Это обусловлено тем, что демократическое правовое государство может требовать от государственных служащих лояльности в отношении конституционных принципов, на которых основано государство (пункт 59).
В Российской Федерации данные ограничения устанавливаются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885, а также специальными законами для каждого вида гражданской службы.
Для прокурорских работников таковым является Федеральный закон от 7 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации", согласно которому служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы; правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются данным Федеральным законом в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" (статья 40). Основанием увольнения прокурорского работника может быть несоблюдение и неисполнение обязанностей, связанных со службой, а также возникновение других обстоятельств, предусмотренных статьями 16 и 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (статья 43).
Учитывая, что оспариваемый Указ от 12 августа 2002 г. N 885 издан в пределах предоставленных Президенту Российской Федерации полномочий, подпункт "п" пункта 2 Общих принципов не противоречит федеральному законодательству и нормам международного права, носит рекомендательный характер, прав и свобод заявителя не нарушает, суд в соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление Н.И.В. о признании недействующим подпункта "п" пункта 2 Общих принципов служебного поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 9 ноября 2009 г. N ГКПИ09-1140
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 25 февраля 2010 г. N КАС10-17 настоящее решение оставленно без изменения