Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 16 февраля 2010 г. N КАС10-11
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Коми правозащитной организации "Мемориал" о признании частично недействующими п.п. 30, 31, 32 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719, по кассационной жалобе Коми правозащитной организации "Мемориал" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2009 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.Г.В., объяснения представителей Правительства Российской Федерации М.О.Ю., О.А.А., возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М.Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной,
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719 утверждено Положение о воинском учете (далее - Положение).
Нормативный правовой акт опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации" 4 декабря 2006 г., N 49 (2 ч.), ст. 5220, "Российской газете", N 274, 6 декабря 2006 г.
Пунктом 30 Положения предусмотрено, что в целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы работники, осуществляющие воинский учет в организациях:
а) проверяют у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил Российской Федерации (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона);
б) заполняют личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, другие сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет;
в) разъясняют гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Положением, осуществляют контроль за их исполнением, а также информируют граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей;
г) информируют военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации.
Согласно п. 31 Положения в целях сбора, хранения и обработки сведений, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету, организации и их должностные лица:
а) определяют граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы и (или) по месту жительства, и принимают необходимые меры к постановке их на воинский учет;
б) ведут и хранят личные карточки граждан, поставленных на воинский учет, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации.
Пунктом 32 Положения определено, что в целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, и обеспечения поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета военных комиссариатов, работники, осуществляющие воинский учет в организациях:
а) направляют в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных учреждений). В случае необходимости, а для призывников в обязательном порядке, в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещают граждан о необходимости личной явки в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления;
б) направляют в 2-недельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
в) представляют ежегодно, в сентябре, в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября - списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году;
г) сверяют не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;
д) сверяют не реже 1 раза в год в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации, сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления;
е) вносят в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в 2-недельный срок сообщают об указанных изменениях в военные комиссариаты;
ж) оповещают граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечивают им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.
Коми правозащитная организация "Мемориал" обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими п.п. 30, 31, 32 Положения в части, в какой они устанавливают обязанности общественных объединений, зарегистрированных в качестве юридических лиц и работников таких общественных объединений, ссылаясь на их несоответствие Федеральному закону от 28 марта 1999 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", который не устанавливает обязанность организаций запрашивать у своих работников сведения об их статусе в контексте воинского учета, Трудовому кодексу Российской Федерации, а также Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.), Протоколу N 1 (подписан в г. Париже 20 марта 1952 г.).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "от 28 марта 1998 г."
В заявлении указал, что на имя председателя правления организации поступило письмо военного комиссариата г. Сыктывкар и Сыктывдинского района, в котором содержалось предписание представить в 2-х недельный срок сведения о гражданах, работающих в организации, состоящих на воинском учете по месту жительства, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете в военном комиссариате г. Сыктывкар и Сыктывдинского района, и дополнительно было предложено предоставить информацию о штатном расписании (количество работающих граждан), а также данные о работнике, на которого возложены обязанности по ведению воинского учета граждан в организации.
Правительство Российской Федерации при принятии Положения, проигнорировало требования Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" и не учло, предусмотренное в ст. 15 данного Закона право любого общественного объединения свободно определять свою внутреннюю структуру, цели, формы и методы своей деятельности, также требования ст. 17, согласно которой вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом. Каких-либо ссылок на законодательство о воинском учете в данном Законе нет, поэтому, по мнению заявителя, у общественных объединений и их должностных лиц нет обязанностей связанных с воинским учетом, выходящих за рамки требований, прямо установленных в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2009 г. в удовлетворении заявления отказано. В кассационной жалобе Коми правозащитная организация "Мемориал" просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, и направлении дела на новое рассмотрение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований для отмены решения Верховного Суда Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое заявителем, в части, Положение принято Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, не противоречит действующему федеральному законодательству и нормам международного права, и не нарушает прав и свобод заявителя.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава, определяются Положением о воинском учете, утверждаемым Правительством Российской Федерации; порядок воинского учета граждан, в том числе первичного воинского учета, определяется данным Федеральным законом и Положением о воинском учете.
Согласно ст. 6 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ Правительство Российской Федерации руководит мобилизационной подготовкой и мобилизацией в Российской Федерации в пределах своих полномочий; разрабатывает проекты нормативных правовых актов, подлежащих введению в действие в период мобилизации и в военное время, а также проекты нормативных правовых актов в области мобилизационной подготовки.
Таким образом, как правильно указал суд в решении, Правительство Российской Федерации утвердило оспариваемое заявителем (в части) Положение о воинском учете во исполнение указанных законоположений.
Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" закреплено, что воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает воинский учет; исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностные лица (ст. 1).
В силу ст. 8 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" организации независимо от форм собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют воинский учет работников и в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляют для нужд обороны здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящееся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации; должностные лица организаций независимо от форм собственности должны исполнять свои обязанности в области обороны, предусмотренные для них законодательством Российской Федерации, а также создают работникам необходимые условия для исполнения ими воинской обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, организации независимо от форм собственности обязаны в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлять воинский учет работников, а также исполнение гражданами воинской обязанности. Не освобождены от этой обязанности и общественные объединения, зарегистрированные в качестве юридических лиц, и работники этих общественных объединений.
Признавая несостоятельными доводы заявителя о том, что федеральное законодательство не устанавливает обязанность организаций запрашивать у своих работников сведения об их статусе в контексте воинского учета, суд пришел к правильному выводу о том, что такая обязанность для организации независимо от форм собственности установлена именно федеральным законодательством.
Так, Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" устанавливает обязанности должностных лиц органов государственной власти и организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности, в частности, руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны: оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов соответствующих территорий; обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов; направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (п. 1 ст. 4). Документы воинского учета должны содержать следующие сведения о гражданине: фамилия, имя и отчество; дата рождения; место жительства и место пребывания; семейное положение; образование; место работы; годность к военной службе по состоянию здоровья; профессиональная пригодность к подготовке по военно-учетным специальностям и к военной службе на воинских должностях; основные антропометрические данные; прохождение военной службы или альтернативной гражданской службы; прохождение военных сборов; владение иностранными языками; наличие военно-учетных и гражданских специальностей; наличие спортивного разряда кандидата в мастера спорта, первого спортивного разряда или спортивного звания; возбуждение или прекращение в отношении гражданина уголовного дела; наличие судимости; бронирование гражданина, пребывающего в запасе, за органом государственной власти, органом местного самоуправления или организацией на период мобилизации и в военное время (п. 4 ст. 8).
Согласно ст. 65 Трудового кодекса Российской Федерации при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства; страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. В отдельных случаях с учетом специфики работы настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.
Статьей 9 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" закреплена обязанность организаций оказывать содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации, включая обеспечение своевременного оповещения и явки работающих (проходящих службу, обучающихся) в этих организациях граждан, входящих в состав аппарата усиления военных комиссариатов или подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, на сборные пункты или в воинские части; создавать военно-учетные подразделения, выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, обеспечивать представление отчетности по бронированию; предоставлять информацию, необходимую для разработки и осуществления мобилизационных мероприятий, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, обоснованным является вывод суда о том, что оспариваемое заявителем (в части) Положение не противоречит федеральному законодательству.
Утверждения в кассационной жалобе о том, что оспариваемые пункты Положения являются незаконным вмешательством в деятельность общественных объединений, ошибочны. Этими нормами, в соответствии с федеральным законодательством, определены обязанности, в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества.
Доводы в кассационной жалобе о том, что не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции требования, указанные в заявлении, в части компенсации государством расходов, понесенных организациями, связанными с исполнением Положения и нарушении оспариваемыми заявителем пунктами Положения прав заявителя, гарантированных ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не опровергают выводов суда о законности оспариваемых норм Положения.
Суд первой инстанции, проанализировав положения федерального законодательства, правильно истолковал смысл оспоренных заявителем положений нормативного правового акта, пришел к обоснованному выводу о том, что эти положения не противоречат федеральному законодательству или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, приняты компетентным государственным органом, и не нарушают прав заявителя.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что суд при разрешении дела не учел того обстоятельства, что согласно ст.ст. 8, 10, 11 Конвенции ограничения соответствующих конвенционных прав национальными властями должны быть необходимыми в демократическом обществе, не состоятельна, поскольку как правильно суд указал в решении, что эти международные нормы наряду с установлением прав человека и основных свобод допускают установление и ограничения, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц, в том числе с учетом конституционных принципов в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Нормы материального права применены и истолкованы судом первой инстанции правильно, в соответствии с их содержанием, оснований, предусмотренных статьей 362 ГПК РФ для отмены решения суда в кассационном порядке, не установлено.
В кассационной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда о законности оспариваемого нормативного правого акта.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2009 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Коми правозащитной организации "Мемориал" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 16 февраля 2010 г. N КАС10-11
Текст определения официально опубликован не был