Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Особенности заполнения отдельных граф и разделов типовых форм процессуальных документов
2.1. При указании даты составления процессуального документа следует исходить из даты фактического его составления или даты совершения процессуального действия (вынесения процессуального решения), если процессуальный документ составляется позднее. Так, например, если жалоба на постановление по делу рассматривалась 1 числа месяца, а решение по жалобе фактически изготовлено в полном объеме 3 числа месяца, в решении по жалобе следует указывать дату рассмотрения жалобы, т.е. 1 число месяца, а не дату ее изготовления в виде процессуального документа, при этом исходящий номер документа будет от 3 числа месяца.
2.2. При указании места составления процессуального документа следует учитывать, что при составлении процессуального документа в месте выявления административного правонарушения следует указывать место нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя, где выявлено административное правонарушение. При составлении процессуального документа уполномоченным должностным лицом в служебном помещении органа местом составления является место расположения Роструда или Гострудинспекции.
При указании места составления процессуального документа следует указывать наименование муниципального образования или административно-территориальной единицы (района в городе, населенного пункта), наименование субъекта Российской Федерации, при необходимости наименование юридического лица, на территории которого составляется процессуальный документ.
2.3. При указании должности должностного лица, составившего процессуальный документ, следует указывать полное наименование должности в соответствии с приказом Роструда от 10 апреля 2006 года N 60. Например, "Мною, государственным инспектором труда (по правовым вопросам) в Московской области".
Следует учитывать, что составление процессуального документа неуполномоченным должностным лицом влечет за собой его недействительность, невозможность использования в качестве доказательства по делу об административном правонарушении, а в случаях, прямо предусмотренных Кодексом, отмену процессуального акта по жалобе или протесту.
2.4. Заполняя сведения о документах, заявлениях, ходатайствах, протестах, жалобах, являющихся основанием для составления процессуального документа, следует точно указывать дату вынесения (выдачи, подачи, составления) соответствующего документа, наименование участника производства (лицо, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевший, законный представитель юридического лица, защитник), обратившегося к уполномоченному должностному лицу, его фамилию и инициалы, наименование органа (должностного лица) выдавшего документ, должность прокурора, вынесшего процессуальный документ, а также указывать статью Кодекса, предусматривающую право названных лиц, органов, организаций на обращение к уполномоченному должностному лицу с соответствующим документом (заявлением, ходатайством, протестом, жалобой).
В случае если Кодекс устанавливает для подачи заявления, ходатайства, жалобы, протеста определенный срок, в процессуальном документе должны содержаться сведения, отражающие соблюдение участниками производства по делам об административных правонарушениях и иными лицами (органами) указанных сроков.
2.5. При заполнении разделов процессуальных документов, содержащих сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, следует иметь в виду, что отдельно заполняются сведения в отношении физических лиц - должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и сведения в отношении юридических лиц.
Наиболее полные сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должны содержаться в протоколе об административном правонарушении, а также в постановлении о назначении административного наказания. В иных процессуальных протоколах, определениях по делу об административном правонарушении, решениях по жалобе или протесту на постановление по делу об административном правонарушении, перечень сведений должен отражать только необходимые данные, позволяющие идентифицировать личность (лицо) участника производства и место его нахождения (адрес регистрации по месту жительства или пребывания) для направления при необходимости копии процессуального документа.
При привлечении к административной ответственности иностранного гражданина или лица без гражданства, в протоколе об административном правонарушении в обязательном порядке должна быть отметка о владении им языком, на котором ведется производство по делу об административном правонарушении и необходимости или отсутствии необходимости в предоставлении переводчика.
Если физическое лицо (должностное лицо, индивидуальный предприниматель) зарегистрирован по месту жительства по одному адресу, а фактически проживает по другому адресу, в процессуальном документе следует указывать и адрес регистрации, и адрес фактического проживания (нахождения). В этом случае копию протокола об административном правонарушении, уведомления (определения) о времени и месте рассмотрения дела, рассмотрения жалобы, копию постановления по делу и копию решения по жалобе следует направлять по всем известным адресам.
При привлечении к административной ответственности должностного лица, уведомления и копии процессуальных документов следует направлять по месту его работы и по месту жительства (регистрации).
В случае если данные об адресе регистрации по месту жительства (пребывания), а также иные сведения, внесены в протокол об административном правонарушении или иной процессуальный документ не в соответствии с документом, удостоверяющим личность, или иным документом, а на основании информации, поступившей от лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, об этом должна быть сделана соответствующая отметка.
Если уполномоченное должностное лицо располагает не всеми сведениями о лице, в отношении которого ведется производство по делу, заполнение которых предусмотрено бланком процессуального документа, то в тех графах процессуального документа, сведения о которых отсутствуют, делается соответствующая отметка в виде прочерка или иным способом, исключающим возможность последующего заполнения соответствующих граф процессуального документа.
2.6. При указании сведений о том, привлекалось ли ранее должностное лицо или индивидуальный предприниматель к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 Кодекса, следует иметь в виду, что согласно статье 4.6 Кодекса лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Следовательно, в соответствующей графе следует указывать не только дату вынесения постановления по части 1 статьи 5.27 Кодекса, но и дату исполнения постановления о назначении административного наказания - годичный срок давности, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, начинает течь на следующий день после дня исполнения административного наказания. Таким образом, для квалификации противоправных действий по части 2 статьи 5.27 Кодекса необходимо, чтобы лицо совершило аналогичное, то есть тождественное противоправное деяние в течение одного года со дня окончания исполнения административного наказания за первое административное правонарушение.
В целях реализации положений пункта 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса в процессуальных документах, предусматривающих соответствующие графы, при совершении лицом административного правонарушения в области законодательства о труде и об охране труда, следует указывать привлекалось ли ранее лицо за однородное административное правонарушение, по которому не истек срок давности, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. При этом также следует указывать дату исполнения постановления о назначении административного наказания за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.27-5.34, 5.44 Кодекса, если она известна, если нет - дату вынесения постановления по делу и номер статьи Кодекса, по которой лицо привлекалось к административной ответственности.
2.7. Заполняя раздел процессуального документа, в котором отражаются показания (объяснения, пояснения, ходатайства) участников производства по делу об административном правонарушении, уполномоченное должностное лицо самостоятельно записывает со слов участника его показания, после чего этот участник ставит свою подпись, указывает свою должность, фамилию, инициалы и дату. Если участник производства по делу настаивает на собственноручном написании объяснений, ходатайств, пояснений, они оформляются отдельным письменным документом, который прилагается к процессуальному документу, о чем делается следующая отметка в процессуальном документе - "объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу (потерпевшего), от "__" _______ 20__ г., написанные им собственноручно, прилагаются к процессуальному документу", ставится подпись уполномоченного должностного лица, его фамилия, инициалы, должность, дата, личный штамп.
2.8. При заполнении сведений об иных участниках производства по делу об административном правонарушении, следует указывать их наименование (правовое положение) - потерпевший, свидетель, защитник, понятой, фамилию, имя, отчество (при наличии), адрес места жительства, должность (при необходимости), данные документа, удостоверяющего личность (при его наличии).
Если участник производства по делу об административном правонарушении имеет право знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства, делать замечания по содержанию процессуального документа, в процессуальном документе должна содержаться отметка о разъяснении такому участнику его прав и обязанностей, а в случаях, предусмотренных Кодексом, о предупреждении участника об административной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнения возложенных на него обязанностей (статьи 25.6, 25.7, 25.8, 25.9, 25.10 Кодекса).
2.9. В тех случаях, когда какой-либо из участников производства по делу об административном правонарушении имеет право или обязан присутствовать при составлении процессуального документа, однако, несмотря на надлежащее извещение о месте и времени составления процессуального документа данный участник отсутствует, в процессуальном документе должна быть сделана отметка о том, что он составлен в отсутствии надлежаще извещенного участника производства по делу об административном правонарушении, которая, при необходимости, заверяется подписью уполномоченного должностного лица.
Если присутствие участника производства по делу об административном правонарушении не является обязательным, а зависит от его усмотрения или от усмотрения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в процессуальном документе, если он предусматривает сведения о таких участниках, делается простая отметка в виде прочерка в соответствующей графе, где должны содержаться данные о таком участнике.
2.10. При решении вопроса о допуске к составлению протокола об административном правонарушении и иного процессуального документа защитника физического лица или юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, следует иметь в виду, что согласно части 5 статьи 25.5 Кодекса защитник имеет такие же права, что и лицо, в отношении которого ведется производство по делу - знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановления (решения) по делу об административном правонарушении.
2.11. Заполняя раздел (графу) процессуального документа о разъяснении участникам производства по делам об административных правонарушениях их прав и обязанностей, предусмотренных Кодексом, уполномоченное должностное лицо вправе устно воспроизвести содержание соответствующих статей Кодекса, предусматривающих права и обязанности, о чем участник делает отметку в процессуальном документе в виде подписи о разъяснении ему прав и обязанностей, с указанием своей фамилии, инициалов и даты, либо воспроизвести текст статьи Кодекса, закрепляющей права и обязанности участника на отдельном листе, после прочтения которого лицо ставит свою подпись, указывает свою фамилию, инициалы и дату.
2.12. При заполнении описательно-мотивировочной части процессуального документа, начинающейся после слова "установлено", уполномоченное должностное лицо обязано кратко изложить обстоятельства дела со ссылками на процессуальные документы, которыми они подтверждаются, в зависимости от вида и содержания процессуального документа. При этом описание противоправных действий лица, в отношении которого ведется производство по делу, должно носить достаточно полный, развернутый характер со ссылками на положения трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права которые были нарушены, позволяющий осуществить квалификацию совершенного правонарушения, оценить наличие обстоятельств, исключающих производство по делу, определить характер подведомственности дела. Не допускается использование неоправданно общих формулировок ("нарушил законодательство о труде", "не исполнил запрос должностного лица"), без указания на конкретные формы и способы неисполнения обязанностей.
Если административное правонарушение совершено в форме бездействия, следует указывать, в соответствии с каким правовым актом лицо обязано было совершить действия, в какие сроки, в какой форме и в каком месте оно обязано было совершить действие.
2.13. Приводя мотивы принятия того или иного процессуального решения, следует приводить конкретные обстоятельства, свидетельствующие о законности и обоснованности принимаемого уполномоченным должностным лицом решения со ссылками на соответствующие положения Кодекса и иных нормативных правовых актов.
В случае отказа лицу в удовлетворении его ходатайства (заявления, жалобы), в процессуальном документе должно содержаться мотивированное разъяснение такого решения, позволяющее в случае его обжалования оценить правомерность вынесенного решения.
2.14. При заполнении граф процессуального документа, содержащих указания на нормативную основу принимаемого решения, следует указывать номера статей Кодекса, предусматривающих полномочия должностного лица на принятие такого решения или совершение процессуального действия. При этом если возможность принятия того или иного процессуального решения предусмотрена несколькими статьями Кодекса, например, часть 3 статьи 28.8 и пункт 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса, следует указывать все статьи, регулирующие порядок реализации соответствующего полномочия.
2.15. При заполнении резолютивной части процессуального документа, начинающейся после слов "определил", "постановил", "решил", следует указывать краткое изложение принятого решения с указанием соответствующих статей Кодекса, предусматривающих возможность принятия такого решения. При этом если статья Кодекса предусматривает возможность принятия нескольких видов решений (часть 1 статьи 24.5, части 1 и 2 статьи 29.9, часть 1 статьи 30.7 Кодекса), в резолютивной части обязательно указывается пункт статьи, на основании которого было принято решение.
Формулировка принимаемого решения должна по возможности точно воспроизводить положения Кодекса, предусматривающие ее принятие - "передать дело на рассмотрение судье, уполномоченному назначать административное наказание иного вида" (пункт 1 части 2 статьи 29.9 Кодекса).
2.16. Разъясняя порядок обжалования вынесенного процессуального документа, следует учитывать, что Кодекс предусматривает обжалование (опротестование) не любого процессуального документа, а только тех, обжалование (опротестование) которых прямо предусмотрено Кодексом (статья 30.1 Кодекса), а также тех определений, которые препятствуют продвижению дела - об отказе в восстановлении срока обжалования постановления по делу (часть 4 стать 30.3 Кодекса), определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности (пункт 5 части 1 статьи 29.4 Кодекса), определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (часть 5 статьи 28.1 Кодекса).
Разъяснение порядка обжалования процессуального документа возможно путем включения в текст документа соответствующих положений статей 30.1-30.3 Кодекса о лицах, имеющих право обжаловать процессуальный документ, о сроках обращения с жалобой и порядке подачи жалобы, а также порядке получения информации о дате и времени рассмотрения жалобы вышестоящим органом (должностным лицом), либо путем включения в процессуальный документ сведений о разъяснении лицу порядка его обжалования с проставлением отметки участника производства по делу о том, что порядок ему разъяснен в виде его фамилии, инициалов, подписи и даты. Второй вариант возможен только в тех случаях, когда все участники производства по делу, имеющие право обжаловать процессуальный документ, непосредственно присутствуют при его вынесении.
2.17. В процессуальных документах должны содержаться отметки о вручении копии документа участникам производства по делу об административном правонарушении, присутствовавшим при вынесении процессуального документа и имеющим право на получение копии документа в соответствии с их правовым статусом, закрепленным в главе 25 Кодекса - участник производства по делу, получивший копию процессуального документа указывает в соответствующей графе напротив надписи "Копию (определения, постановления, решения) получил" свою должность, фамилию, инициалы, дату и подпись.
Если участник производства по делу об административном правонарушении, имеющий право на получение копии процессуального документа не присутствовал при составлении процессуального документа либо процессуальный документ был составлен после проведения соответствующего заседания, копия документа высылается (направляется) указанному участнику по почте, о чем в подлиннике процессуального документа делается соответствующая отметка.
2.18. В случае направления процессуального документа в суд, иной государственный орган, в прокуратуру, уполномоченное должностное лицо включает сведения о его направлении в оригинал либо в копию процессуального документа, остающихся у уполномоченного должностного лица с указанием в какой суд или орган направлен процессуальный документ, даты и номера сопроводительного письма и заверяет эти сведения своей подписью и личным штампом.
2.19 Копии процессуальных документов изготавливаются одновременно с подлинником процессуального документа по количеству участников производства по делу, имеющих право на получение копии документа и иных лиц (органов), которым уполномоченное должностное лицо обязано направить копию документа в соответствии с требованиями Кодекса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.