Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 25 марта 2010 г. N 03-03-06/1/184
Вопрос: Нашим предприятием в 2007 году была осуществлена сделка по продаже недвижимого имущества, в том числе жилого назначения (здания общежития), в котором на момент продажи были зарегистрированы и фактически проживали физические лица. Переход права собственности к новому владельцу (юридическому лицу) и отражение доходов нашим предприятием для целей исчисления налога на прибыль состоялись также в 2007 году. В соответствии с условиями договора купли-продажи недвижимого имущества после перехода права собственности к новому владельцу за нашим предприятием осталась обязанность по расселению физических лиц, проживающих в общежитии, в новые квартиры, т.е. в договоре купли-продажи есть пункт следующего содержания: "Продавец обязан расселить граждан, зарегистрированных в Общежитии, в квартиры в новом доме, расположенном по адресу...". При формировании цены продажи общежития учитывались расходы нашего предприятия, связанные с его расселением.
Для целей расселения в 2007 году нашим предприятием был заключен инвестиционный договор с застройщиком нового дома на строительство квартир и произведена оплата квартир по этому договору. Однако в связи с затянувшимся строительством регистрация прав собственности на квартиры на наше предприятие состоится только в 2010 году.
Может ли наше предприятие учесть стоимость квартир, приобретенных для расселения физических лиц, в качестве расходов для исчисления налога на прибыль в 2010 году?
И если может, то правильно ли будет отразить эти расходы в момент перехода права собственности на квартиры от нашего предприятия к физическим лицам?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу учета для целей налогообложения прибыли расходов организации на приобретение объектов жилого фонда и сообщает, что в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Консультирование указанных лиц по выбору наиболее оптимального для налогоплательщика порядка уплаты налога, проведение экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, методик оценки показателей хозяйственной деятельности этих лиц, а также оценка конкретных хозяйственных операций к обязанностям Минфина России не относятся.
Одновременно сообщаем, что согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов.
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно статье 256 Кодекса амортизируемым имуществом в целях главы 25 Кодекса признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 Кодекса), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 рублей.
Из вашего письма следует, что, продав здание общежития, налогоплательщик - организация приобретает в собственность квартиры для расселения выселенных из данного общежития работников.
В связи с изложенным полагаем, что расходы организации на приобретение объектов жилого фонда в целях налогообложения прибыли не учитываются, поскольку не соответствуют установленным статьей 252 Кодекса критериям и не являются расходами на приобретение объектов амортизируемого имущества.
Налоговая база по налогу на прибыль организаций по деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, к числу которых в соответствии со статьей 275.1 Кодекса относится жилой фонд, определяется в соответствии с положениями статьи 275.1 Кодекса.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрен вопрос о том, может ли организация, продавшая здание общежития, в целях налогообложения прибыли учесть расходы на покупку квартир для его расселения.
Затраты на приобретение объектов жилого фонда не учитываются в целях налогообложения прибыли. Они не соответствуют критериям, при которых затраты признаются расходами.
Жилой фонд относится к объектам обслуживающих производств и хозяйств. Если в состав организации входят подразделения, которые занимаются использованием таких объектов, то налоговая база по указанной деятельности определяется отдельно.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 25 марта 2010 г. N 03-03-06/1/184
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 18 мая 2010 г. N 10