Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 25 марта 2010 г. N 03-03-06/2/56
Вопрос: Банк просит Вас дать разъяснение по вопросу, касающемуся применения норм статьи 269 НК РФ при исчислении предельной величины процентов, признаваемых расходом.
Специальные правила статьи 269 НК РФ предусматривают, что начисленные по долговому обязательству любого вида проценты признаются расходом для целей налога на прибыль при условии, что их размер существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях. При этом долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, признаются долговые обязательства, выданные в той же валюте, на те же сроки, в сопоставимых объемах, под аналогичное обеспечение.
Учитывая, что Банк имеет очень разветвленную филиальную сеть, охватывающую практически всю Россию, просим Вас разъяснить: вправе ли Банк для исчисления налога на прибыль группировать долговые обязательства на основании принятых в учетной политике критериев сопоставимости в отдельные группы по территориальному принципу (например, по федеральным округам) и расчет среднего уровня процентов по сопоставимым долговым обязательствам производить отдельно для каждой из данных групп?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 24.02.2010 N 07-6-08/1654 Г5 по вопросу о порядке применения положений о процентах по долговым обязательствам, предоставленных на сопоставимых условиях, в разрезе филиалов и исходя из содержащейся в письме информации сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида, при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце - для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения.
При определении среднего уровня процентов налогоплательщик принимает в расчет все долговые обязательства, полученные налогоплательщиком в том же квартале (месяце - для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях.
При этом организация самостоятельно выбирает каким из установленных статьей 269 Кодекса способом она будет учитывать расходы в виде процентов в налоговом учете. Выбранный способ закрепляется в учетной политике для целей налогообложения, заявленной до начала налогового периода, исходя из принципа существенности и обычаев делового оборота.
Учетная политика для целей налогообложения прибыли должна быть единой для всех подразделений банка.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Проценты по долговым обязательствам признаются расходом, если их размер существенно не отклоняется от среднего уровня тех, которые взимаются по сопоставимым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце - для плательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактической прибыли).
К последним относятся обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах и под аналогичные обеспечения.
Чтобы определить средний уровень процентов, нужно учесть все указанные долговые обязательства.
Организация сама выбирает, как ей учитывать расходы в виде процентов. Способ закрепляется в учетной политике, заявленной до начала налогового периода. Она должна быть единой для всех подразделений организации.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 25 марта 2010 г. N 03-03-06/2/56
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 6 мая 2010 г. N 18