Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 17 марта 2010 г. N 03-03-06/2/48
Вопрос: Просим разъяснить порядок применения ст. 266 НК РФ для целей налогообложения прибыли.
Согласно пункту 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных данной статьей.
Так согласно пункту 2.1. статьи 126 Федерального закона на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со статьей 4 Федерального закона, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату открытия конкурсного производства.
Статья 266 НК РФ предусматривает возможность создания резерва по сомнительным долгам под задолженность, не обеспеченную залогом, поручительством и банковской гарантией.
По нашему мнению, поскольку в вышеуказанных положениях Федерального закона речь идет о начислении иных процентов, т.е. процентов не связанных с исполнением/неисполнением Должником обязательств в рамках кредитного договора, то у Банка есть все основания для создания резерва по сомнительным долгам под проценты, начисляемые в соответствии с пунктом 2.1 статьи 126 Федерального закона.
Просим разъяснить позицию Минфина России по вопросу возможности применения положений статьи 266 НК РФ по созданию резерва под проценты, начисляемые в соответствии с пунктом 2.1 статьи 126 Федерального закона.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 30.09.2009 N 12525 по вопросу формирования в целях налогообложения прибыли резерва по сомнительным долгам по задолженности в виде процентов, начисленных на сумму требований при осуществлении процедуры конкурсного производства, и исходя из содержащейся в письме информации сообщает следующее.
Статьей 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон) предусмотрено, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных данной статьей.
Согласно пункту 2.1 статьи 126 Закона на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со статьей 4 Закона, начисляются проценты. Проценты на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа, выраженную в валюте Российской Федерации, начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату открытия конкурсного производства.
Уплата начисленных процентов осуществляется одновременно с погашением требований кредиторов по денежным обязательствам и требований к должнику об уплате обязательных платежей в порядке очередности, установленной статьей 134 Закона.
Согласно пункту 38 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 пункт 2.1 статьи 126 Закона предусматривает начисление в конкурсном производстве процентов на сумму требований конкурсного кредитора. Указанные проценты не являются текущими платежами и в силу прямого указания Закона удовлетворяются в специальном порядке. Поскольку эти проценты начисляются при расчетах с кредиторами непосредственно арбитражным управляющим, судебный акт об их начислении не выносится и в реестр требований кредиторов они не включаются.
С учетом этого, проценты, начисляемые конкурсным управляющим на сумму требований конкурсного кредитора, по нашему мнению, должны рассматриваться для целей налогообложения прибыли как проценты.
В соответствии с пунктом 3 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации в целях налогообложения прибыли банкам предоставлено право формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, т.е. в отношении текущей дебиторской задолженности.
Несмотря на то, что указанные проценты не являются текущими платежами и удовлетворяются в специальном порядке, по нашему мнению, банки при наступлении условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 266 Кодекса могут формировать резервы по сомнительным долгам в отношении начисленных конкурсным управляющим процентов на сумму требований конкурсного кредитора.
Одновременно сообщается, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснено, может ли банк сформировать резерв по сомнительным долгам по задолженности в виде процентов на сумму требований при ведении процедуры конкурсного производства.
В соответствии с Законом о банкротстве на сумму требований кредитора, уполномоченного органа начисляются проценты.
Они уплачиваются одновременно с погашением требований кредиторов по денежным обязательствам и требований к должнику об уплате обязательных платежей в порядке очередности.
Проценты на сумму требований конкурсного кредитора не являются текущими платежами и удовлетворяются в специальном порядке.
Минфин России считает, что проценты, начисляемые конкурсным управляющим на сумму требований конкурсного кредитора, должны рассматриваться для целей налогообложения прибыли как проценты.
Соответственно, в отношении них банки могут формировать резервы по сомнительным долгам.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 17 марта 2010 г. N 03-03-06/2/48
Текст письма официально опубликован не был