Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 28 апреля 2010 г. N 03-03-06/1/304
Вопрос: В связи с производственной необходимостью Филиал намерен направлять ряд своих сотрудников в командировки за пределы Российской Федерации на длительные сроки, часто превышающие один год.
В соответствии со статьей 166 Трудового кодекса РФ под служебной командировкой понимается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
В свою очередь, пунктом 4 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденным постановлением Правительства РФ N 749 от 13.10.2008 г., предусмотрено, что срок командировки определяется работодателем (выделено нами) с учетом объема, сложности и других особенностей служебного поручения.
До принятия указанного постановления Правительства РФ Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ не раз разъяснял в своих письмах со ссылкой на пункт 4 Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 г. N 62 "О служебных командировках в пределах СССР", что срок командировки не может превышать 40 дней, и, соответственно, работники, направленные работодателями в командировки на срок, превышающий указанное ограничение, не могут считаться находящимися в командировке (см., например, письма Минфина РФ N 03-04-06-01/1 от 12.01.2007 г.; N 03-04-06-01/335 от 28.09.2007 г.; N 03-03-06/2/30 от 28.03.2008 г.).
В связи с вышеизложенным, а также с учетом принятия постановления Правительства РФ N 749 от 13.10.2008 г., просим вас дополнительно разъяснить, вправе ли организация, направляющая своих сотрудников в командировки, значительно превышающие 40-дневный срок, относить расходы на такие командировки к расходам, связанным с производством и реализацией, в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли командировочных расходов организации и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 166 Трудового кодекса Российской Федерации под служебной командировкой понимается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.
Особенности направления работников в служебные командировки установлены Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 749 (далее - Положение), пунктом 4 которого предусмотрено, что срок командировки определяется работодателем с учетом объема, сложности и других особенностей служебного поручения.
Расходы на командировки учитываются в целях налогообложения прибыли в составе расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации.
Одновременно обращаем внимание, что одним из квалифицирующих признаков командировки, предусмотренных статьей 166 Трудового кодекса Российской Федерации, является выполнение работником отдельного или отдельных служебных поручений работодателя. Согласно пункту 6 Положения цель (содержание задания) командировки работника определяется руководителем командирующей организации и указывается в служебном задании, которое утверждается работодателем. Таким образом, работники направляются в командировку для выполнения отдельного поручения вне места постоянной работы, в котором работник исполняет основные трудовые обязанности.
В случае если большую часть рабочего времени и большую часть трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым договором, работники выполняют в иностранном государстве, фактическое место работы сотрудников будет находиться в иностранном государстве, и такие работники не могут считаться находящимися в командировке.
Соответственно, в этом случае расходы организации, учитываемые в целях налогообложения прибыли в установленном главой 25 Кодекса порядке, включают затраты на выплату вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей на территории иностранного государства, возмещение стоимости проезда работника к месту работы за границей, оплату стоимости визы и суммы возмещения расходов по найму жилого помещения работника.
По вопросам оформления командировок рекомендуем обращаться в Минздравсоцразвития России.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сотрудники организации проводят большую часть рабочего времени в иностранном государстве и выполняют там большую часть своих обязанностей, предусмотренных трудовым договором.
Разъяснено, что такие лица не могут считаться находящимися в командировке. Фактическое место их работы будет находиться в иностранном государстве.
Соответственно, в целях обложения прибыли организация может отнести к расходам затраты на выплату вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей на территории иностранного государства, возмещение стоимости проезда к месту работы, оплату визы и возмещение расходов по найму жилья.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 28 апреля 2010 г. N 03-03-06/1/304
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 18 мая 2010 г. N 19