Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 5 мая 2010 г. N 03-03-06/2/84
Вопрос: В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ расчетная цена не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг может определяться налогоплательщиком самостоятельно или с привлечением оценщика с использованием методов оценки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Банк принял решение самостоятельно осуществлять оценку расчетной цены и закрепил метод оценки в Учетной политике Банка.
По Вашему мнению, возможно ли использовать для определения расчетной цены долговых обязательств (включая векселя) для контроля за применением рыночных цен в отношении приобретения ценных бумаг метод наращенных (накопленных) сумм процентных выплат к получению исходя из цены приобретения, ставки (доходности) по ценным бумагам, а также срока обращения долговых обязательств и расчет производить по нижеприведенной формуле:
, где
Рц - расчетная цена;
N - номинальная стоимость приобретенной ценной бумаги;
К - покупная стоимость ценной бумаги;
Т - количество дней от даты приобретения до даты погашения ценной бумаги;
Д - количество дней, прошедших после приобретения ценной бумаги до реализации (иного выбытия) векселя.
В случае приобретения долговых обязательств по цене выше расчетной, увеличенной на 20%, в расчет налоговой базы принимается эта расчетная цена, увеличенная на 20%.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 19.02.2010 N 520 по вопросу учета расходов и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" оценщик имеет право, в частности, применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки.
Статьей 280 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлены особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами.
Из статьи 15 Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что с 1 января по 31 декабря 2010 года расчетная цена не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг может определяться налогоплательщиком самостоятельно или с привлечением оценщика с использованием методов оценки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке, а также методы оценки расчетной цены таких ценных бумаг (если оценка расчетной цены осуществляется налогоплательщиком самостоятельно) должны быть закреплены в учетной политике налогоплательщика.
Согласно пункту 6 статьи 280 НК РФ по ценным бумагам, не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, фактическая цена сделки принимается для целей налогообложения, если эта цена находится в интервале между минимальной и максимальной ценами, определенными исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен, если иное не установлено данным пунктом.
В целях статьи 280 НК РФ предельное отклонение цен ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, устанавливается в размере 20 процентов в сторону повышения или понижения от расчетной цены ценной бумаги.
В случае реализации (приобретения) ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, по цене ниже минимальной (выше максимальной) цены, определенной исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен, при определении финансового результата для целей налогообложения принимается минимальная (максимальная) цена, определенная исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен.
Таким образом, при самостоятельном определении расчетной цены не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг организации необходимо использовать один из методов оценки, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Ценой приобретения вышеуказанных ценных бумаг, приобретенных по цене, превышающей расчетную цену, увеличенную на 20 процентов, признается такая расчетная цена, увеличенная на 20 процентов.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснены некоторые особенности налогообложения прибыли при совершении операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке.
С 1 января по 31 декабря 2010 г. расчетная цена ценных бумаг может определяться плательщиком. Порядок и методы должны быть закреплены в его учетной политике. Можно привлечь оценщика.
Принимается фактическая цена сделки, если она находится в интервале между максимальной и минимальной ценами, определенными исходя из расчетной цены и предельного отклонения (20%).
Если ценные бумаги продаются по более низкой (высокой) цене, то принимается минимальная (максимальная).
Если ценные бумаги приобретены по цене, превышающей расчетную, увеличенную на 20%, то признается такая расчетная цена плюс 20%.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 5 мая 2010 г. N 03-03-06/2/84
Текст письма официально опубликован не был