Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 21 мая 2010 г. N 03-03-06/1/340
Вопрос: Локальными нормативными актами компании и трудовыми контрактами сотрудникам предусмотрена доплата до оклада за период временной нетрудоспособности, не превышающий 15 рабочих дней в год, из них 3 дня без подтверждающих документов (больничного листа).
Вправе ли Представительство на основании п. 25 ст. 255 Налогового кодекса РФ учесть при исчислении налога на прибыль в составе расходов на оплату труда:
1) разницу между суммой оклада и суммой пособия за период временной нетрудоспособности подтвержденный больничным листом;
2) сумму оклада за период временной нетрудоспособности, не подтвержденный больничным листом?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 28.04.2010 N Mosip/93415.12 и по вопросам, относящимся к своей компетенции, сообщает следующее.
1. В соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Консультирование указанных лиц по выбору наиболее оптимального для налогоплательщика порядка уплаты налога, проведение экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, методик оценки показателей хозяйственной деятельности этих лиц, а также оценка конкретных хозяйственных операций к обязанностям Минфина России не относятся.
При этом сообщаем, что с 1 января 2010 г. в соответствии с пунктом 3.1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" средний дневной заработок, из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, не может превышать средний дневной заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ, установленной Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ на день наступления страхового случая, на 365.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ установлено, что размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от страхового стажа работника. При стаже восемь и более лет пособие выплачивается в размере 100% среднего заработка. При стаже от пяти до восьми лет оно составит 80%, до пяти лет - 60%.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ первые два дня временной нетрудоспособности оплачиваются за счет средств работодателя, и указанные расходы на основании подпункта 48.1 пункта 1 статьи 264 НК РФ учитываются в целях налогообложения прибыли.
В соответствии с пунктом 25 статьи 255 НК РФ в составе расходов на оплату труда в целях налогообложения прибыли могут быть учтены иные, прямо не поименованные в статье 255 НК РФ, расходы, произведенные в пользу работника, предусмотренные трудовым договором и (или) коллективным договором.
Таким образом, по нашему мнению, налогоплательщик имеет право на основании пункта 25 статьи 255 НК РФ учесть в целях налогообложения прибыли сумму превышения фактически выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности, исчисленного согласно трудовому и (или) коллективному договору, над максимальным размером пособия по временной нетрудоспособности, исчисленного в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ, в пределах фактического (среднего) заработка.
2. В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ в целях главы 25 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Пункт 1 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.08.2007 N 514 "О Порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности" определяет, что документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности, на период долечивания в санаторно-курортных учреждениях, при необходимости ухода за больным членом семьи, на период карантина, на время протезирования в условиях стационара, на период отпуска по беременности и родам, при усыновлении ребенка.
Таким образом, выплата заработной платы работнику за период временной нетрудоспособности при отсутствии листка нетрудоспособности является расходом, не соответствующим критериям пункта 1 статьи 252 НК РФ, и не учитывается при исчислении налога на прибыль организаций.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Трудовым и (или) коллективным договорами может быть предусмотрена доплата до фактического заработка в случае временной нетрудоспособности работника.
По мнению Минфина, соответствующие затраты работодателя можно учесть в составе расходов на оплату труда.
В то же время не должны учитываться расходы на зарплату за период временной нетрудоспособности, если отсутствует больничный.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 21 мая 2010 г. N 03-03-06/1/340
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 3 июня 2010 г. N 21, в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 8 июня 2010 г. N 22, в журнале "Документы и комментарии", июль 2010 г. N 14, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 20 июля 2010 г. N 14