Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 22 июня 2010 г. N 03-03-06/1/425
Вопрос: В 2008 году организация по договору долевого строительства приобрела у застройщика нежилое помещение (часть 1 этажа в жилом доме) без "чистовой" отделки. Акт сдачи-приемки с застройщиком был подписан в мае 2008 года, регистрация права собственности на помещение оформлена в марте 2009 года. В настоящее время помещение организацией не используется, т.к. финансовой возможности его ремонта у организации в период сегодняшнего кризиса нет.
1. Может ли организация учитывать вышеуказанное помещение на счете 08, не ставя его на учет на счет 01 в связи с невозможностью использования в производственной деятельности (нет ремонта)?
2. Когда следует вводить здание в эксплуатацию, начислять амортизацию и платить налог на имущество - в мае 2008 года (акт сдачи-приемки с застройщиком) или в марте 2009 (гос. регистрация права собственности) или по окончании ремонтных работ, когда помещение будет готово к физическому использованию?
3. Если помещение принято к учету на счете 01 и производится начисление амортизации в бухгалтерском учете, то:
- можно ли в налоговом учете согласно п. 1 ст. 256 НК РФ (объект не используется в производственной деятельности) - не начислять амортизацию, тем самым не уменьшая стоимости этого помещения в налоговом учете на сумму начисленной амортизации;
- или следует начислять амортизацию в налоговом учете, уменьшать стоимость здания на сумму начисленной амортизации, а при расчете налога на прибыль не уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму начисленной амортизации?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 27 апреля 2010 г. N 150 и сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения по практике применения нормативных правовых актов министерства, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно обращаем внимание, что согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.
Статьей 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Таким документом является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (статья 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации), которое удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации. При этом к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагаются, в том числе акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора) и документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство.
Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, и Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (письмо Минфина России от 30.12.1993 N 160), расходы застройщика, связанные с возведением объектов строительства (реконструкцией), отражаются в бухгалтерском учете на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" и списываются на счет 01 "Основные средства" при принятии инвестором, застройщиком (заказчиком) объектов, законченных строительством, к учету в качестве основных средств.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств при одновременном выполнении условий, установленных пунктом 4 этого Положения, то есть когда объект приведен в состояние, пригодное для использования в деятельности организации.
В части начисления амортизации для целей налогообложения прибыли сообщаем следующее:
На основании пункта 1 статьи 256 Кодекса амортизируемым имуществом в целях главы 25 Кодекса признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 Кодекса), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 рублей.
Начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества, согласно пункту 4 статьи 259 Кодекса, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.
Учитывая изложенное, считаем, что по объектам, не введенным в эксплуатацию и не используемым для извлечения дохода, амортизация начисляться не может.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налог на имущество организаций уплачивается в отношении объектов, учитываемых на балансе как основные средства.
Право собственности на созданную недвижимость регистрируется, в частности, на основании разрешения на ввод в эксплуатацию. К заявлению о выдаче последнего прилагаются акт приемки объекта капстроительства и документ, подтверждающий его соответствие требованиям техрегламентов.
Актив принимается к бухучету в качестве основных средств, если объект пригоден для использования в деятельности организации.
Амортизируемым признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 тыс. руб.
Амортизация начисляется с 1 числа месяца, следующего за тем, в котором объект был введен в эксплуатацию.
Таким образом, амортизация не может начисляться по объектам, которые не введены в эксплуатацию и не используются для получения дохода.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 22 июня 2010 г. N 03-03-06/1/425
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 13 июля 2010 г. N 25, в журнале "Документы и комментарии", август 2010 г. N 16