Письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
от 10 июня 2010 г. N 14-4548-ГЕ
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев обращение, в пределах своей компетенции сообщает следующее.
По пункту 1.1.
Главой 1.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлены общие правила образования земельных участков, в том числе из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (статья 11.2 Земельного кодекса).
В зависимости от целей и условий предоставления образование земельных участков из земельных участков или из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом положений статей 30, 30.1, 30.2, 31, 32, 34, 35, 36 Земельного кодекса.
При этом утверждение схемы расположения земельного участка до проведения кадастровых работ требуется при образовании земельных участков в связи с их предоставлением из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в порядке, установленном статьями 31, 34, 36 Земельного кодекса
Кроме того, в предусмотренных законодательством случаях при проведении кадастровых работ по образованию земельных участков в связи с их предоставлением из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут использоваться документация по планировке территории (пункт 2.1 статьи 30, статья 30.2 Земельного кодекса), материалы лесоустройства (статьи 67, 69, 71, 72 Лесного кодекса Российской Федерации). В случае предоставления земельного участка в порядке, установленном пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса, не оговорена необходимость утверждения какого-либо документа до проведения кадастровых работ.
Учитывая изложенное, по мнению Росреестра, вносить изменения в статью 11.2 Земельного кодекса в отношении способа образования земельных участков нецелесообразно.
По пункту 1.2.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Земельного кодекса предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
Одним из этапов проведения работ по формированию земельного участка является выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета (далее - ГКУ) сведения о таком земельном участке, осуществление ГКУ такого земельного участка (пункт 4 статьи 30 Земельного кодекса).
Другими словами, образуемый земельный участок сформирован, если проведены работы по определению и установлению на местности его границ с определением координат характерных точек и осуществлен его ГКУ.
Изменение характеристик земельного участка, ГКУ которого осуществлен в установленном Законом о кадастре порядке, осуществляется на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений такого земельного участка и документов, подтверждающих такое изменение (статьи 20, 21, 22 Закона о кадастре). При этом ГКУ в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ осуществляется в случае, если такое изменение обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.
По пункту 1.3.
Согласно части 1 статьи 45 Закона о кадастре земельные участки, ГКУ которых осуществлен в установленном порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре, либо ГКУ которых не осуществлен, но права собственности на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", считаются ранее учтенными земельными участками.
Учитывая, что закон обратной силы не имеет, Росреестр полагает, что если земельный участок, предназначенный для эксплуатации части здания, при наличии отдельного выхода на прилегающий к такому дому земельный участок поставлен на ГКУ и на него зарегистрировано право собственности, которое в соответствии с действующим законодательством может быть оспорено только в судебном порядке, то такие земельные участки "автоматически" не переходят в общую долевую собственность собственников помещений в здании.
Кроме того, прекращение права пользования (владения) земельным участком не влечет прекращение существования земельного участка.
По пункту 2.1.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о кадастре под ГКУ недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом о кадастре сведений о недвижимом имуществе.
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование исходных земельных участков (пункт 3 статьи 11.2 Земельного кодекса).
Однако действующим законодательством четко не определено, в каком порядке определяется категория земельного участка, образованного из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, так как объектом ГКУ является только индивидуально-определенная вещь - объект недвижимого имущества и сведения о землях в ГКН не. вносятся.
Росреестр полагает, что такими документами могут быть, например, акт о выборе образованного земельного участка, принятый с учетом целевого назначения земель, с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, либо утвержденная в установленном порядке схема расположения земельного участка.
Таким образом, при наличии в документах, представленных для проведения ГКУ, сведений о категории и разрешенном использовании земельного участка, данные характеристики будут внесены в ГКН.
По пункту 2.2.
В соответствии с частью 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования вид разрешенного использования земельных участков, и объектов капитального строительства из числа основных и вспомогательных выбирают правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) предмет договора является существенным условием договора. В период действия договора его изменение осуществляется по взаимному согласию сторон, если иное не установлено законодательством или соглашением сторон (статья 450 Гражданского кодекса).
Поскольку изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет изменение характеристик земельного участка, выступающего предметом договора аренды, такое изменение договора возможно только по взаимному согласию сторон договора на основании соответствующего обращения собственника земельного участка.
Таким образом, полагаем, что арендатор земельного участка не вправе самостоятельно изменять вид разрешенного использования земельного участка.
По пункту 2.3.
Рекомендации по осуществлению ГКУ земельных участков под многоквартирными домами для использования при организации работы территориальных органов Росреестра направлялись письмами Роснедвижимости от 20.06.2008 N ВК/2657, от 15.08.2008 N ВК/3583.
Необходимо отметить, что в настоящее время не выработана однозначная позиция по указанному вопросу. Росреестр полагает, что необходимо установление норм о защите интересов лиц, оформляющих права на земельные участки под многоквартирными домами, в судебном или административном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 84 Земельного кодекса установлением или изменением границ населенных пунктов является:
утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
При этом внесение в генеральный план изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в целях жилищного строительства или определения зон рекреационного назначения, осуществляется без проведения публичных слушаний (часть 18 статьи 24 Градостроительного кодекса).
В соответствии с пунктом 8 части 6 статьи 23 Градостроительного кодекса на картах (схемах), содержащихся в генеральных планах, отображаются границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения либо на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а также границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
Таким образом, в границы населенных пунктов могут включаться существующие (учтенные ранее) или образуемые земельные участки или их части, а также планируемые для развития жилищного строительства территории из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Сведения о землях в ГКН не вносятся, следовательно, отсутствуют препятствия для постановки на ГКУ земельных участков, образуемых на основании проектов межевания территорий.
При необходимости включения в границы населенных пунктов не всей территории существующих земельных участков, которые, как правило, принадлежат на каком-либо праве третьим лицам, требуется сформировать самостоятельный земельный участок. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 11.8, пунктом 2 статьи 11.4 Земельного кодекса при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки; у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного срочного пользования на образуемые земельные участки.
По пункту 3.1.
Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (пункт 7 статьи 36 Градостроительного кодекса).
На основании статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 01.01.2012, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением установленных законом случаев, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
Таким образом, до принятия правил землепользования и застройки, но не позднее 01.01.2012, изменение разрешенного использования земельного участка, на который градостроительные регламенты не распространяются, осуществляется решением органа местного самоуправления с учетом результатов публичных слушаний.
По пункту 4.
Действующим законодательством предусмотрена возможность использования земельных участков, принадлежащих на каком-либо праве третьим лицам, для различных целей посредством установления сервитута (статья 274 Гражданского кодекса, статья 23 Земельного кодекса).
По пункту 7.
В настоящее время основные проблемы, касающиеся оформления прав на земельные участки, на которых расположены гаражные боксы, принадлежащие членам гаражных кооперативов, связаны с отсутствием комплексного нормативного правового регулирования вопросов правового положения гаражных (гаражно-строительных) потребительских кооперативов, а также прав и обязанностей их членов.
Пунктом 2.1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) установлено, что переоформление гаражными потребительскими кооперативами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в порядке, установленном статьей 36 Земельного кодекса.
Статья 36 Земельного кодекса определяет порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, гражданами и юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на данных земельных участках.
В соответствии с пунктом 18 статьи 3 Вводного закона до 01.01.2015 при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
Вместе с тем остается нерешенным вопрос с оформлением прав на земельные участки (и иные объекты) общего пользования. Полагаем, что для решения указанной проблемы необходимо определить механизм (основания) возникновения прав гаражных кооперативов на земельные участки по аналогии с соответствующими положениями Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Заместитель руководителя |
Г. Елизарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснены отдельные вопросы, касающиеся государственного кадастрового учета (ГКУ), предоставления и использования земельных участков.
Образуемый участок сформирован, когда его границы установлены на местности (при этом определены координаты характерных точек) и осуществлен ГКУ.
Если участок, необходимый для эксплуатации части здания, при наличии отдельного выхода на прилегающую территорию поставлен на ГКУ и на него зарегистрировано право собственности, нужно учитывать следующее. Такие земли не переходят автоматически в долевую собственность лиц, которым на аналогичном праве принадлежат помещения в здании.
В случае, когда в представленных для ГКУ документах есть сведения о категории и разрешенном использовании участка, они вносятся в государственный кадастр недвижимости (ГКН).
Вид разрешенного использования участка, переданного в аренду, может меняться только по взаимному согласию сторон договора. Поэтому арендатор не вправе самостоятельно это делать.
В границы населенных пунктов могут включаться существующие (учтенные ранее) или образуемые участки (их части), а также планируемые для развития жилищного строительства территории из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Сведения о землях в ГКН не вносятся. Следовательно, отсутствуют препятствия для постановки на ГКУ участков, образуемых на основании проектов межевания территорий.
Пока не приняты правила землепользования и застройки, но не позднее 2012 г., разрешенное использование участка, на который не распространяются градостроительные регламенты, изменяется по решению муниципального органа. При этом учитываются результаты публичных слушаний.
Письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 июня 2010 г. N 14-4548-ГЕ
Текст письма опубликован в газете "Экономика и жизнь", 30 июня 2010 г., N 25, в Информационном бюллетене "Нормирование в строительстве и ЖКХ", 2010 г., N 5, в Информационном бюллетене "Нормирование в строительстве и ЖКХ", 2011 г., N 2