Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение N 3. Типовые требования к содержанию отчета о расследовании нарушения в работе ИЯУ

Приложение N 3

 

Типовые требования
к содержанию отчета о расследовании нарушения в работе ИЯУ

 

В отчете должны быть приведены сведения по всем пунктам отчета, перечисленным в приложении N 2 к настоящему Положению, или оговорена причина их отсутствия.

 

Титульный лист отчета

 

Номер отчета (отчет N) о расследовании нарушения в работе ИЯУ.

На титульном листе указывается учетный номер отчета, присваиваемый в порядке, установленном в эксплуатирующей организации для ведения делопроизводства.

Дата выпуска отчета указывается на день подписания отчета.

Дата нарушения - указывается дата выявления нарушения. Обозначается следующим образом: день, месяц, год (например, 26.01.2008).

Время нарушения - указывается время (московское) регистрации приборами и (или) обнаружения персоналом нарушения (например, 07:43).

Название нарушения должно содержать указание об основном последствии нарушения (в соответствии с колонкой 2 таблицы 2.1 настоящего Положения, например: "Облучение персонала....", "Повреждение твэлов...", "Останов реакторной установки...", "Снижение мощности..."), по которому оно классифицировано, и о непосредственной причине, вызвавшей это нарушение.

Категория нарушения указывается в соответствии с колонкой 1 таблицы 2.1 настоящего Положения.

Уровень по шкале INES - указывается уровень по шкале INES.

 

Примечание. Для оценки уровня нарушения рекомендуется использовать: "INES. Международная шкала ядерных событий. Руководство для пользователей. Пересмотренное и расширенное издание, МАГАТЭ, Вена, 2001 г."

 

Наименование ИЯУ - указывается наименование ИЯУ (например, МИР. M1).

Эксплуатирующая организация - указывается наименование эксплуатирующей организации.

Орган управления использованием атомной энергии - указывается наименование соответствующего органа управления использованием атомной энергии, признавшего организацию (юридическое лицо) эксплуатирующей организацией ИЯУ.

Распространение отчета - указываются сокращенные наименования организаций, которым направлен данный отчет (например, Ростехнадзор), в том числе подразделений (служб) ИЯУ.

Должностное лицо на ИЯУ для последующей связи - указывается Ф.И.О. должностного лица на ИЯУ, назначенного эксплуатирующей организацией для последующей связи, его адрес, номера телефона, факса, телетайпа, электронная почта для осуществления последующей связи.

 

1. Состав комиссии по расследованию нарушения в работе ИЯУ

 

Должны быть приведены наименование организации, создавшей комиссию, дата и номер приказа о создании комиссии.

Должны быть указаны наименования организаций, от которых назначены председатель и члены комиссии, должности, фамилии и инициалы председателя и членов комиссии.

 

2. Описание нарушения

 

2.1. Состояние ИЯУ до нарушения

Должна быть приведена информация об условиях проведения работ на ИЯУ, о состоянии основных и вспомогательных систем (элементов) и оборудования (находится в эксплуатации, резерве, ремонте; рабочие параметры), о текущем контроле, проводимых проверках и техническом обслуживании оборудования, проводимых испытаниях, ремонте, об имеющихся повреждениях или дефектах систем (элементов) и оборудования, отклонениях от требований действующей эксплуатационной документации и по обоснованию таких отклонений.

При описании нарушения все приводимые сокращенные наименования систем (элементов) и оборудования должны быть расшифрованы при первом упоминании.

Обозначения параметров и размерность их значений должны соответствовать государственным стандартам.

2.2. Описание последовательности событий в процессе развития нарушения

Должно быть приведено (в хронологической последовательности с указанием времени) описание последовательности отказов, ошибок персонала в процессе развития нарушения, которое должно включать информацию:

- об изменении параметров и режимов;

- о срабатывании блокировок и защит;

- об автоматическом или ручном срабатывании систем безопасности, о работе других систем (элементов), оборудования, важного для безопасности;

- об отказах систем (элементов), последствиях этих отказов;

- о действиях персонала, выполненных в ходе нарушения (как правильных, так и неправильных).

К описанию нарушения должны быть приложены графики и диаграммы, иллюстрирующие динамику изменения важных для анализа данного нарушения параметров. На них должны быть отмечены точки отсчета событий - моменты отказов, ошибок персонала, моменты срабатывания (несрабатывания) защит и блокировок.

2.3. Действия, предпринятые для выяснения причин отказов, ошибок персонала

Должны быть приведены результаты анализа работы систем, оборудования, а также действий персонала ИЯУ для выяснения причин отказов, ошибок персонала.

2.4. Предшествующие подобные нарушения

Должны быть приведены сведения об имевших место на ИЯУ подобных нарушениях с указанием даты каждого нарушения. Должна быть представлена информация из отчета о расследовании нарушения в работе ИЯУ.

Должены быть приведены перечень принятых корректирующих мер и краткий анализ возможных причин повторяемости нарушений.

Должны быть приведены сведения о выполнении корректирующих мер по этим нарушениям. Делается вывод о том, почему ранее принятые меры не предотвратили повторение нарушения.

2.5. Подразделение (служба) ИЯУ, на оборудовании которого произошли отказы или в котором выявлены ошибки персонала

Должны быть указаны наименования подразделений (служб) ИЯУ, на оборудовании которых произошли отказы или в которых выявлены ошибки персонала.

2.6. Меры, принятые по локализации нарушения

 

3. Последствия нарушения

 

Должны быть приведены данные о последствиях нарушения для безопасности работ на ИЯУ, включая радиационные последствия (если таковые были), для персонала ИЯУ, населения и окружающей среды.

3.1. Нарушение пределов и (или) условий безопасной эксплуатации

Должно быть указано, в чем проявилось нарушение, и дана ссылка на соответствующий пункт нормативного документа и (или) эксплуатационной документации ИЯУ.

3.2. Выход радиоактивных веществ за установленные границы ИЯУ

Должны быть приведены данные о количестве и радионуклидном составе выброса (сброса).

3.3. Облучение лиц из числа персонала, лиц из числа населения, погибшие и получившие травмы

Должны быть представлены данные о величинах индивидуальных эффективных и эквивалентных доз, полученных персоналом, населением (в мЗв). Для нарушений категорий А01, А02, П01 должны быть представлены данные о проведенных мероприятиях по оказанию первой доврачебной и врачебной помощи пострадавшим, планируемых профилактических мероприятиях по улучшению состояния здоровья пострадавших от лучевого, химического или другого вредного фактора воздействия. Указывается реализация плана мероприятий по защите персонала и населения в случае нарушения с радиационными последствиями.

3.4. Загрязнение радиоактивными веществами систем (элементов) оборудования, помещений и площадки размещения ИЯУ, территории за пределами площадки размещения ИЯУ

Должны быть приведены данные о загрязнении оборудования, помещений и площадки ИЯУ, территории за пределами площадки размещения ИЯУ (площади загрязнения и мощности дозы гамма-излучения от отдельных элементов).

3.5. Повреждение оборудования

Должны быть приведены перечень и наименование поврежденного оборудования, указан характер повреждения.

3.6. Время простоя ИЯУ

Должно быть указано время, в течение которого на ИЯУ не проводились работы в связи с расследованием нарушения.

 

4. Причины нарушения

 

Должны быть приведены результаты анализа всех отказов, ошибок (неправильных действий) персонала, имевших место в процессе нарушения в работе ИЯУ, их непосредственные и коренные причины.

Перечень отказов систем (элементов), ошибок (неправильных действий) персонала, произошедших в ходе нарушения, а также непосредственные и коренные причины каждого отказа, ошибки персонала должны быть приведены в хронологической последовательности в виде таблицы (форма таблицы отказов представлена ниже).

Непосредственная причина - это явление, процесс или состояние, обусловившее нарушение нормального протекания технологического процесса.

Характерные непосредственные причины отказов (ошибок) и их коды приведены в классификаторе в приложении N 4, раздел 1. В таблицу заносятся все непосредственные причины отказа (ошибки), выявленные в результате анализа.

Коренная причина - обстоятельство, создавшее условия для наличия или проявления непосредственной причины.

Характерные коренные причины отказов (ошибок) и их коды приведены в классификаторе в приложении N 4, раздел 2. В таблицу заносятся все коренные причины отказа (ошибки), выявленные в результате анализа.

Если при анализе причин отказов (ошибок) вскрыты недостатки процедур, в ходе проведения которых не выявлен и (или) не устранен скрытый недостаток в работоспособности оборудования, применимости процедур, подготовленности персонала, то в перечне коренных причин отказов (ошибок) персонала должны быть приведены коренные причины, связанные с недостатками этих процедур. Если отказ (ошибка) стали возможными из-за недостатков в работе персонала ИЯУ, то при описании соответствующей коренной причины должна быть приведена категория этого персонала.

 

Форма таблицы отказов, ошибок персонала

 

Время отказа, ошибки персонала

Описание отказа, ошибки персонала

Описание и код непосредственной причины отказа, ошибки персонала

Описание и код коренной причины отказа, ошибки персонала

 

 

 

 

 

5. Оценка нарушения с точки зрения безопасности

 

В разделе должны быть приведены анализ нарушения по возможным радиационным воздействиям на персонал, население и окружающую среду, а также оценка факторов, влияющих на безопасность ИЯУ.

Должны быть изложены последствия для безопасной эксплуатации ИЯУ, которые имели или могли иметь место в случае иного возможного процесса развития нарушения.

Из перечня всех отказов, ошибок персонала в ходе нарушения приведенных в таблице раздела 4 приложения N 3 настоящего Положения, должны быть выбраны отказы, ошибки персонала, важные для безопасности. В текстовой форме должна быть дана оценка значимости каждого выбранного отказа или ошибки персонала для безопасности с целью установления, могли ли последствия отказа (ошибки) стать более тяжелыми в реальных и других возможных условиях.

Должен быть обоснован уровень нарушения по шкале INES.

 

6. Недостатки, выявленные при расследовании нарушения

 

В разделе следует привести недостатки, не связанные непосредственно с данным нарушением и не относящиеся к его причинам, если они были выявлены в процессе расследования нарушения:

- в действиях персонала ИЯУ;

- в работе систем (элементов) нормальной эксплуатации;

- в работе систем (элементов), важных для безопасности;

- в техническом обслуживании и ремонте;

- в документации;

- в организации проведения работ на ИЯУ;

- в работе экспериментальных устройств и радиационных источников.

 

7. Корректирующие меры

 

По каждой непосредственной и коренной причине отказа (ошибке) персонала, а также по каждому выявленному в процессе расследования недостатку комиссией по расследованию нарушения в работе ИЯУ должны быть предложены соответствующие корректирующие меры по устранению нарушения требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и предотвращению повторения нарушений.

Комиссия по расследованию нарушения в работе ИЯУ должна сформулировать предложения по корректирующим мерам таким образом, чтобы были ясны конечные цели и сроки проведения мероприятий. Корректирующие меры могут быть подлежащими выполнению (п. 7.1) и рекомендуемыми к выполнению (п. 7.2). Оба эти типа корректирующих мер имеют одинаковую структуру, представленную в п. 7 приложения N 2.

К корректирующим мерам, подлежащим выполнению, должны быть отнесены мероприятия по возобновлению работ на ИЯУ, предотвращению возникновения аналогичных нарушений, а также мероприятия по устранению нарушений требований нормативных документов.

К корректирующим мерам, рекомендуемым к выполнению, должны быть отнесены мероприятия, которые могут быть проведены организациями, занимающимися конструированием, проектированием, изготовлением, монтажом, наладкой, ремонтом систем (элементов), разработкой документации, или согласованные с этими организациями, а также мероприятия, требующие проведения дополнительных исследований.

По каждому мероприятию должны быть указаны исполнитель и срок его проведения.

Контроль выполнения и эффективность корректирующих мер обеспечиваются эксплуатирующей организацией, результаты отражаются в годовом отчете эксплуатирующей организации о состоянии ЯРБ на ИЯУ.

 

8. Перечень документов, которыми руководствовалась комиссия при расследовании нарушения в работе ИЯУ

 

Должен быть приведен перечень действующих нормативных правовых актов, норм и правил, документов по обеспечению безопасности ИЯУ, которыми руководствовалась комиссия при расследовании нарушения в работе ИЯУ.

 

9. Приложения к отчету о расследовании нарушения в работе ИЯУ

 

К отчету о расследовании нарушения в работе ИЯУ в общем случае должны быть приложены следующие материалы.

1. Диаграммы изменения основных параметров ИЯУ.

2. Картограмма загрузки активной зоны ИЯУ при нарушениях пределов и (или) условий безопасной эксплуатации.

3. Диаграммы изменения основных параметров систем (элементов) ИЯУ, распечатки результатов регистрации изменения состояния основных систем (элементов) в процессе развития нарушения.

4. Данные обследования радиационной обстановки, данные об облучении персонала. Медицинское заключение о состоянии здоровья пострадавшего (пострадавших) в результате нарушения с радиационными последствиями.

5. Объяснительные записки персонала.

6. Необходимые технологические и электрические схемы (или их фрагменты), чертежи, эскизы, фотографии поврежденных элементов, мест повреждения.

7. Протоколы и акты послеаварийных проверок, результаты металлографических и других исследований, акты вскрытия (разборки) поврежденных элементов.

8. Справки метеостанции и выписки из проекта или расчета (при нарушениях из-за внешних воздействий).

9. Другие материалы, подтверждающие выводы комиссии о причинах нарушения.

10. Заключения экспертов (при необходимости), привлекавшихся к расследованию нарушения.

11. Данные об отказавшем, поврежденном или дефектном элементе в соответствии с таблицей.

 

Данные о каждой единице отказавшего, поврежденного или дефектного элемента

 

Наименование, обозначение отказавшего элемента согласно спецификации

 

Краткое описание отказа, повреждения или дефекта

 

Тип (марка)

 

Изготовитель, заводской номер

 

Дата изготовления

 

Дата ввода в эксплуатацию

 

Дата отказа

 

Наработка до отказа с момента ввода в эксплуатацию, ч

 

Количество отказов элемента с момента ввода в эксплуатацию

 

Сведения об имевших место аналогичных отказах, повреждениях или дефектах (привести дату) данного или аналогичного элемента

 

 

12. Сведения о персонале ИЯУ, допустившем неправильные действия:

фамилия, имя, отчество;

должность, разряд;

образование, специальность;

общий стаж работы на ИЯУ, стаж работы в данной должности;

номер разрешения Ростехнадзора на право ведения работ в области использования атомной энергии;

медицинская справка о профессиональной пригодности;

результаты противоаварийных тренировок.

13. Решение о продлении срока расследования нарушения, если этот срок превышает установленный в п. 4.11 настоящего Положения.

Перечень приложений к отчету о расследовании нарушения в работе ИЯУ определяется комиссией, проводившей расследование.

14. Особые мнения членов комиссии (при их наличии) должны быть изложены в письменной форме.

 

10. Подписи председателя и членов комиссии

 

     Председатель комиссии     _______________ ______________________
                                   (Ф.И.О.)          (подпись)
     Члены комиссии:           _______________ ______________________
                                   (Ф.И.О.)          (подписи)