Приложение N 3
Типовые требования
к содержанию отчета о расследовании нарушения в работе ИЯУ
В отчете должны быть приведены сведения по всем пунктам отчета, перечисленным в приложении N 2 к настоящему Положению, или оговорена причина их отсутствия.
Титульный лист отчета
Номер отчета (отчет N) о расследовании нарушения в работе ИЯУ.
На титульном листе указывается учетный номер отчета, присваиваемый в порядке, установленном в эксплуатирующей организации для ведения делопроизводства.
Дата выпуска отчета указывается на день подписания отчета.
Дата нарушения - указывается дата выявления нарушения. Обозначается следующим образом: день, месяц, год (например, 26.01.2008).
Время нарушения - указывается время (московское) регистрации приборами и (или) обнаружения персоналом нарушения (например, 07:43).
Название нарушения должно содержать указание об основном последствии нарушения (в соответствии с колонкой 2 таблицы 2.1 настоящего Положения, например: "Облучение персонала....", "Повреждение твэлов...", "Останов реакторной установки...", "Снижение мощности..."), по которому оно классифицировано, и о непосредственной причине, вызвавшей это нарушение.
Категория нарушения указывается в соответствии с колонкой 1 таблицы 2.1 настоящего Положения.
Уровень по шкале INES - указывается уровень по шкале INES.
Примечание. Для оценки уровня нарушения рекомендуется использовать: "INES. Международная шкала ядерных событий. Руководство для пользователей. Пересмотренное и расширенное издание, МАГАТЭ, Вена, 2001 г."
Наименование ИЯУ - указывается наименование ИЯУ (например, МИР. M1).
Эксплуатирующая организация - указывается наименование эксплуатирующей организации.
Орган управления использованием атомной энергии - указывается наименование соответствующего органа управления использованием атомной энергии, признавшего организацию (юридическое лицо) эксплуатирующей организацией ИЯУ.
Распространение отчета - указываются сокращенные наименования организаций, которым направлен данный отчет (например, Ростехнадзор), в том числе подразделений (служб) ИЯУ.
Должностное лицо на ИЯУ для последующей связи - указывается Ф.И.О. должностного лица на ИЯУ, назначенного эксплуатирующей организацией для последующей связи, его адрес, номера телефона, факса, телетайпа, электронная почта для осуществления последующей связи.
1. Состав комиссии по расследованию нарушения в работе ИЯУ
Должны быть приведены наименование организации, создавшей комиссию, дата и номер приказа о создании комиссии.
Должны быть указаны наименования организаций, от которых назначены председатель и члены комиссии, должности, фамилии и инициалы председателя и членов комиссии.
2. Описание нарушения
2.1. Состояние ИЯУ до нарушения
Должна быть приведена информация об условиях проведения работ на ИЯУ, о состоянии основных и вспомогательных систем (элементов) и оборудования (находится в эксплуатации, резерве, ремонте; рабочие параметры), о текущем контроле, проводимых проверках и техническом обслуживании оборудования, проводимых испытаниях, ремонте, об имеющихся повреждениях или дефектах систем (элементов) и оборудования, отклонениях от требований действующей эксплуатационной документации и по обоснованию таких отклонений.
При описании нарушения все приводимые сокращенные наименования систем (элементов) и оборудования должны быть расшифрованы при первом упоминании.
Обозначения параметров и размерность их значений должны соответствовать государственным стандартам.
2.2. Описание последовательности событий в процессе развития нарушения
Должно быть приведено (в хронологической последовательности с указанием времени) описание последовательности отказов, ошибок персонала в процессе развития нарушения, которое должно включать информацию:
- об изменении параметров и режимов;
- о срабатывании блокировок и защит;
- об автоматическом или ручном срабатывании систем безопасности, о работе других систем (элементов), оборудования, важного для безопасности;
- об отказах систем (элементов), последствиях этих отказов;
- о действиях персонала, выполненных в ходе нарушения (как правильных, так и неправильных).
К описанию нарушения должны быть приложены графики и диаграммы, иллюстрирующие динамику изменения важных для анализа данного нарушения параметров. На них должны быть отмечены точки отсчета событий - моменты отказов, ошибок персонала, моменты срабатывания (несрабатывания) защит и блокировок.
2.3. Действия, предпринятые для выяснения причин отказов, ошибок персонала
Должны быть приведены результаты анализа работы систем, оборудования, а также действий персонала ИЯУ для выяснения причин отказов, ошибок персонала.
2.4. Предшествующие подобные нарушения
Должны быть приведены сведения об имевших место на ИЯУ подобных нарушениях с указанием даты каждого нарушения. Должна быть представлена информация из отчета о расследовании нарушения в работе ИЯУ.
Должены быть приведены перечень принятых корректирующих мер и краткий анализ возможных причин повторяемости нарушений.
Должны быть приведены сведения о выполнении корректирующих мер по этим нарушениям. Делается вывод о том, почему ранее принятые меры не предотвратили повторение нарушения.
2.5. Подразделение (служба) ИЯУ, на оборудовании которого произошли отказы или в котором выявлены ошибки персонала
Должны быть указаны наименования подразделений (служб) ИЯУ, на оборудовании которых произошли отказы или в которых выявлены ошибки персонала.
2.6. Меры, принятые по локализации нарушения
3. Последствия нарушения
Должны быть приведены данные о последствиях нарушения для безопасности работ на ИЯУ, включая радиационные последствия (если таковые были), для персонала ИЯУ, населения и окружающей среды.
3.1. Нарушение пределов и (или) условий безопасной эксплуатации
Должно быть указано, в чем проявилось нарушение, и дана ссылка на соответствующий пункт нормативного документа и (или) эксплуатационной документации ИЯУ.
3.2. Выход радиоактивных веществ за установленные границы ИЯУ
Должны быть приведены данные о количестве и радионуклидном составе выброса (сброса).
3.3. Облучение лиц из числа персонала, лиц из числа населения, погибшие и получившие травмы
Должны быть представлены данные о величинах индивидуальных эффективных и эквивалентных доз, полученных персоналом, населением (в мЗв). Для нарушений категорий А01, А02, П01 должны быть представлены данные о проведенных мероприятиях по оказанию первой доврачебной и врачебной помощи пострадавшим, планируемых профилактических мероприятиях по улучшению состояния здоровья пострадавших от лучевого, химического или другого вредного фактора воздействия. Указывается реализация плана мероприятий по защите персонала и населения в случае нарушения с радиационными последствиями.
3.4. Загрязнение радиоактивными веществами систем (элементов) оборудования, помещений и площадки размещения ИЯУ, территории за пределами площадки размещения ИЯУ
Должны быть приведены данные о загрязнении оборудования, помещений и площадки ИЯУ, территории за пределами площадки размещения ИЯУ (площади загрязнения и мощности дозы гамма-излучения от отдельных элементов).
3.5. Повреждение оборудования
Должны быть приведены перечень и наименование поврежденного оборудования, указан характер повреждения.
3.6. Время простоя ИЯУ
Должно быть указано время, в течение которого на ИЯУ не проводились работы в связи с расследованием нарушения.
4. Причины нарушения
Должны быть приведены результаты анализа всех отказов, ошибок (неправильных действий) персонала, имевших место в процессе нарушения в работе ИЯУ, их непосредственные и коренные причины.
Перечень отказов систем (элементов), ошибок (неправильных действий) персонала, произошедших в ходе нарушения, а также непосредственные и коренные причины каждого отказа, ошибки персонала должны быть приведены в хронологической последовательности в виде таблицы (форма таблицы отказов представлена ниже).
Непосредственная причина - это явление, процесс или состояние, обусловившее нарушение нормального протекания технологического процесса.
Характерные непосредственные причины отказов (ошибок) и их коды приведены в классификаторе в приложении N 4, раздел 1. В таблицу заносятся все непосредственные причины отказа (ошибки), выявленные в результате анализа.
Коренная причина - обстоятельство, создавшее условия для наличия или проявления непосредственной причины.
Характерные коренные причины отказов (ошибок) и их коды приведены в классификаторе в приложении N 4, раздел 2. В таблицу заносятся все коренные причины отказа (ошибки), выявленные в результате анализа.
Если при анализе причин отказов (ошибок) вскрыты недостатки процедур, в ходе проведения которых не выявлен и (или) не устранен скрытый недостаток в работоспособности оборудования, применимости процедур, подготовленности персонала, то в перечне коренных причин отказов (ошибок) персонала должны быть приведены коренные причины, связанные с недостатками этих процедур. Если отказ (ошибка) стали возможными из-за недостатков в работе персонала ИЯУ, то при описании соответствующей коренной причины должна быть приведена категория этого персонала.
Форма таблицы отказов, ошибок персонала
Время отказа, ошибки персонала |
Описание отказа, ошибки персонала |
Описание и код непосредственной причины отказа, ошибки персонала |
Описание и код коренной причины отказа, ошибки персонала |
|
|
|
|
5. Оценка нарушения с точки зрения безопасности
В разделе должны быть приведены анализ нарушения по возможным радиационным воздействиям на персонал, население и окружающую среду, а также оценка факторов, влияющих на безопасность ИЯУ.
Должны быть изложены последствия для безопасной эксплуатации ИЯУ, которые имели или могли иметь место в случае иного возможного процесса развития нарушения.
Из перечня всех отказов, ошибок персонала в ходе нарушения приведенных в таблице раздела 4 приложения N 3 настоящего Положения, должны быть выбраны отказы, ошибки персонала, важные для безопасности. В текстовой форме должна быть дана оценка значимости каждого выбранного отказа или ошибки персонала для безопасности с целью установления, могли ли последствия отказа (ошибки) стать более тяжелыми в реальных и других возможных условиях.
Должен быть обоснован уровень нарушения по шкале INES.
6. Недостатки, выявленные при расследовании нарушения
В разделе следует привести недостатки, не связанные непосредственно с данным нарушением и не относящиеся к его причинам, если они были выявлены в процессе расследования нарушения:
- в действиях персонала ИЯУ;
- в работе систем (элементов) нормальной эксплуатации;
- в работе систем (элементов), важных для безопасности;
- в техническом обслуживании и ремонте;
- в документации;
- в организации проведения работ на ИЯУ;
- в работе экспериментальных устройств и радиационных источников.
7. Корректирующие меры
По каждой непосредственной и коренной причине отказа (ошибке) персонала, а также по каждому выявленному в процессе расследования недостатку комиссией по расследованию нарушения в работе ИЯУ должны быть предложены соответствующие корректирующие меры по устранению нарушения требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и предотвращению повторения нарушений.
Комиссия по расследованию нарушения в работе ИЯУ должна сформулировать предложения по корректирующим мерам таким образом, чтобы были ясны конечные цели и сроки проведения мероприятий. Корректирующие меры могут быть подлежащими выполнению (п. 7.1) и рекомендуемыми к выполнению (п. 7.2). Оба эти типа корректирующих мер имеют одинаковую структуру, представленную в п. 7 приложения N 2.
К корректирующим мерам, подлежащим выполнению, должны быть отнесены мероприятия по возобновлению работ на ИЯУ, предотвращению возникновения аналогичных нарушений, а также мероприятия по устранению нарушений требований нормативных документов.
К корректирующим мерам, рекомендуемым к выполнению, должны быть отнесены мероприятия, которые могут быть проведены организациями, занимающимися конструированием, проектированием, изготовлением, монтажом, наладкой, ремонтом систем (элементов), разработкой документации, или согласованные с этими организациями, а также мероприятия, требующие проведения дополнительных исследований.
По каждому мероприятию должны быть указаны исполнитель и срок его проведения.
Контроль выполнения и эффективность корректирующих мер обеспечиваются эксплуатирующей организацией, результаты отражаются в годовом отчете эксплуатирующей организации о состоянии ЯРБ на ИЯУ.
8. Перечень документов, которыми руководствовалась комиссия при расследовании нарушения в работе ИЯУ
Должен быть приведен перечень действующих нормативных правовых актов, норм и правил, документов по обеспечению безопасности ИЯУ, которыми руководствовалась комиссия при расследовании нарушения в работе ИЯУ.
9. Приложения к отчету о расследовании нарушения в работе ИЯУ
К отчету о расследовании нарушения в работе ИЯУ в общем случае должны быть приложены следующие материалы.
1. Диаграммы изменения основных параметров ИЯУ.
2. Картограмма загрузки активной зоны ИЯУ при нарушениях пределов и (или) условий безопасной эксплуатации.
3. Диаграммы изменения основных параметров систем (элементов) ИЯУ, распечатки результатов регистрации изменения состояния основных систем (элементов) в процессе развития нарушения.
4. Данные обследования радиационной обстановки, данные об облучении персонала. Медицинское заключение о состоянии здоровья пострадавшего (пострадавших) в результате нарушения с радиационными последствиями.
5. Объяснительные записки персонала.
6. Необходимые технологические и электрические схемы (или их фрагменты), чертежи, эскизы, фотографии поврежденных элементов, мест повреждения.
7. Протоколы и акты послеаварийных проверок, результаты металлографических и других исследований, акты вскрытия (разборки) поврежденных элементов.
8. Справки метеостанции и выписки из проекта или расчета (при нарушениях из-за внешних воздействий).
9. Другие материалы, подтверждающие выводы комиссии о причинах нарушения.
10. Заключения экспертов (при необходимости), привлекавшихся к расследованию нарушения.
11. Данные об отказавшем, поврежденном или дефектном элементе в соответствии с таблицей.
Данные о каждой единице отказавшего, поврежденного или дефектного элемента
Наименование, обозначение отказавшего элемента согласно спецификации |
|
Краткое описание отказа, повреждения или дефекта |
|
Тип (марка) |
|
Изготовитель, заводской номер |
|
Дата изготовления |
|
Дата ввода в эксплуатацию |
|
Дата отказа |
|
Наработка до отказа с момента ввода в эксплуатацию, ч |
|
Количество отказов элемента с момента ввода в эксплуатацию |
|
Сведения об имевших место аналогичных отказах, повреждениях или дефектах (привести дату) данного или аналогичного элемента |
|
12. Сведения о персонале ИЯУ, допустившем неправильные действия:
фамилия, имя, отчество;
должность, разряд;
образование, специальность;
общий стаж работы на ИЯУ, стаж работы в данной должности;
номер разрешения Ростехнадзора на право ведения работ в области использования атомной энергии;
медицинская справка о профессиональной пригодности;
результаты противоаварийных тренировок.
13. Решение о продлении срока расследования нарушения, если этот срок превышает установленный в п. 4.11 настоящего Положения.
Перечень приложений к отчету о расследовании нарушения в работе ИЯУ определяется комиссией, проводившей расследование.
14. Особые мнения членов комиссии (при их наличии) должны быть изложены в письменной форме.
10. Подписи председателя и членов комиссии
Председатель комиссии _______________ ______________________
(Ф.И.О.) (подпись)
Члены комиссии: _______________ ______________________
(Ф.И.О.) (подписи)