Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение. Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии НП-027-10 "Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе исследовательских ядерных установок"

ГАРАНТ:

Настоящие Правила вводятся в действие с 1 октября 2010 г.

Приложение

 

Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии
"Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе исследовательских ядерных установок"
НП-027-10
(утв. приказом Минприроды России от 31 мая 2010 г. N 185)

ГАРАНТ:

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 декабря 2012 г. N 1265 настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии действуют до их отмены

См. справку о федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности и атомной энергии

1. Общие положения

 

1.1. Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе исследовательских ядерных установок (далее - Положение) определяет:

категории нарушений в работе ИЯУ;

порядок расследования и учета нарушений в работе ИЯУ;

порядок образования комиссий по расследованию нарушений в работе ИЯУ;

содержание и порядок передачи информации о нарушениях в работе ИЯУ;

требования к отчетности о расследовании нарушений в работе ИЯУ.

1.2. Цели расследования и учета нарушений в работе ИЯУ:

установление причин нарушений;

установление категорий нарушений в соответствии с признаками и последствиями;

разработка корректирующих мер для предотвращения повторений подобных нарушений в дальнейшем.

1.3. Эксплуатирующая организация должна обеспечивать сбор, обработку, анализ, систематизацию и хранение информации о нарушениях в работе ИЯУ на протяжении всего жизненного цикла ИЯУ, а также ее передачу другим организациям в порядке, установленном настоящим Положением и другими нормативными правовыми актами.

1.4. Действие Положения распространяется на вводимые в эксплуатацию, эксплуатируемые и выводимые из эксплуатации ИЯУ независимо от их типа и ведомственной принадлежности.

 

2. Категории нарушений в работе ИЯУ и их учет

 

2.1. В зависимости от признаков и последствий нарушения в работе ИЯУ подразделяются на категории, приведенные в таблице 1.

 

Таблица 1

 

Категории нарушений в работе ИЯУ, подлежащие расследованию и учету

 

Условное обозначение категории

Признаки и последствия нарушений

Авария

А01

Выброс (сброс) в окружающую среду радиоактивных веществ, в результате которого произошло облучение лиц из населения с превышением основных пределов доз для населения, установленных нормами радиационной безопасности

А02

Превышение основных пределов доз для персонала, установленных нормами радиационной безопасности (при отсутствии последствий нарушения А01)

Происшествие

Происшествие (радиационное)

П01

Облучение персонала и (или) радиоактивное загрязнение здания (помещения ИЯУ), превысившее контрольные уровни, но не превысившее основные пределы доз, установленные нормами радиационной безопасности

П02

Нарушение пределов и (или) условий безопасной эксплуатации

П03

Повреждение тепловыделяющих сборок, твэлов и радиационных источников, вызванное отказом систем и оборудования (в том числе грузоподъемного), или неправильными действиями персонала (за исключением событий, сопровождающихся признаками и последствиями, характерными для нарушений, относящихся к категориям А01, А02, П01, П02)

П04

Отказ при проведении радиационно опасных работ по выводу из эксплуатации оборудования или систем ИЯУ, важных для безопасности

П05

Останов ИЯУ, вызванный нарушением в работе технологического и (или) электротехнического оборудования, важного для безопасности

П06

Снижение мощности ИЯУ или ее останов, вызванные ошибками персонала

П07

Останов ИЯУ, вызванный нарушением в работе экспериментальных устройств ИЯУ без превышения пределов безопасной эксплуатации

П08

Останов ИЯУ, вызванный отклонениями в работе системы управления и защиты, технологических защит и блокировок при значениях контролируемых параметров ИЯУ, не выходящих за установленные пределы

П09*

Останов ИЯУ, вызванный нарушением электроснабжения в пределах эксплуатационной ответственности** эксплуатирующей организации без нарушения эксплуатационных пределов и условий безопасной эксплуатации

Примечание. П02 - П09 - нерадиационные происшествия

 

______________________________

* В случае события за пределами эксплуатационной ответственности, нарушение расследуется в установленном эксплуатирующей организацией порядке с последующим представлением материалов расследования в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.

** Зона эксплуатационной ответственности устанавливается актом разграничения балансовой принадлежности и актом эксплуатационной ответственности, который оформляется в рамках соглашения с поставщиком электроэнергии. При отсутствии акта эксплуатационной ответственности граница зоны эксплуатационной ответственности совпадает с границей балансовой принадлежности.

 

2.2. К нарушениям в работе ИЯУ не относятся следующие события:

снижение мощности или останов ИЯУ с целью выполнения работ по техническому обслуживанию, предусмотренных технологическим регламентом эксплуатации ИЯУ, инструкцией по эксплуатации и инструкциями по эксплуатации систем (элементов) и оборудования ИЯУ, а также снижение мощности или останов ИЯУ при проведении экспериментов на них в соответствии с инструкциями, программами-методиками и технологическими регламентами;

снижение мощности или останов ИЯУ, вызванные выводом из работы систем (элементов) и оборудования для устранения неисправностей и дефектов в порядке, установленном эксплуатационной документацией;

вывод из состояния готовности без нарушения условий безопасной эксплуатации ИЯУ отдельных каналов системы безопасности, не связанный с устранением неработоспособного состояния элементов канала, на время, разрешенное эксплуатационной документацией.

2.3. Учет нарушений в работе ИЯУ.

2.3.1. Учет и расследование нарушений в работе ИЯУ всех категорий, приведенных в таблице 1 настоящего Положения, проводятся со дня поступления на ИЯУ ядерных материалов, радиационных источников и радиоактивных веществ.

2.3.2. Эксплуатирующая организация должна организовать регистрацию нарушений в работе ИЯУ, включая нарушения, указанные в пункте 4.9 Положения, и событий, перечисленных в пункте 2.2 Положения. Форма учета должна быть определена эксплуатирующей организацией.

Информация о нарушениях в работе ИЯУ и о событиях, перечисленных в пунктах 4.9 и 2.2 Положения, должна быть направлена в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) по его запросу и указана в годовых отчетах эксплуатирующей организации о состоянии ЯРБ на ИЯУ.

 

3. Содержание и порядок передачи информации о нарушениях в работе ИЯУ

 

3.1. Администрация эксплуатирующей организации должна обеспечить подготовку и своевременную передачу следующей информации о нарушениях в работе ИЯУ:

оперативного (первичного) сообщения (для нарушений в работе ИЯУ с признаками и последствиями нарушений любой из категорий, приведенных в таблице 1 настоящего Положения);

предварительного (уточненного) сообщения (только для нарушений в работе ИЯУ с признаками и последствиями нарушений категорий А01, А02, П01).

3.2. Оперативное и предварительное сообщения о нарушении в работе ИЯУ должны передаваться должностными лицами, определенными приказом руководителя эксплуатирующей организации.

3.3. Должностные лица ИЯУ, уполномоченные передавать сообщения, должны иметь на рабочем месте утвержденный руководителем эксплуатирующей организации перечень организаций, которым передаются оперативные и предварительные сообщения о нарушениях в работе ИЯУ.

В данном перечне должны быть указаны реквизиты организаций, в том числе номера телефонов или коды других видов связи, обеспечивающих своевременную передачу оперативного и предварительного сообщений. Перечень должен пересматриваться не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном эксплуатирующей организацией.

3.4. Оперативное сообщение о нарушении в работе ИЯУ.

3.4.1. Оперативное сообщение о нарушении в работе ИЯУ должно содержать следующую информацию:

наименование органа управления использованием атомной энергии;

наименование эксплуатирующей организации;

наименование ИЯУ;

дату и время нарушения (местное/московское);

состояние ИЯУ до нарушения;

данные о предполагаемом радиационном воздействии на персонал, население и окружающую среду;

проведенные оперативные мероприятия по радиационной защите персонала, населения и окружающей среды;

краткую характеристику нарушения, предполагаемые причины нарушения;

состояние ИЯУ на момент передачи сообщения;

предварительную оценку категории нарушения по классификации таблицы 1;

должность, Ф.И.О. лица, передавшего сообщение.

3.4.2. Оперативное сообщение о нарушении в работе ИЯУ должно быть передано уполномоченным должностным лицом эксплуатирующей организации посредством телефонной и (или) факсимильной связи либо с помощью иных средств связи, обеспечивающих оперативную передачу в течение следующего времени:

по событиям с признаками и последствиями нарушений категорий А01, А02, П01 не позднее чем в течение одного часа после регистрации приборами и (или) обнаружения персоналом отклонения от установленных эксплуатационных пределов и условий;

по событиям с признаками и последствиями нарушений категорий П02, П03, П04, П05, П06, П07, П08, П09 не позднее чем в течение 24 часов после регистрации приборами и (или) обнаружения персоналом отклонения от установленных эксплуатационных пределов и условий.

3.4.3. Оперативное сообщение о нарушении в работе ИЯУ с признаками и последствиями нарушений категорий А01, А02, П01 должно быть передано:

оперативному дежурному ОДС Ростехнадзора;

отделу МТУ Ростехнадзора, осуществляющему непосредственный надзор за ЯРБ данной ИЯУ;

оперативному дежурному ФГУП "СКЦ Росатома";

дежурному СЦ Минприроды России (в случае нарушений категории А01);

дежурному федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда.

3.4.4. Оперативное сообщение о нарушении в работе ИЯУ с признаками и последствиями нарушений категорий П02-П09 должно быть передано:

оперативному дежурному ОДС Ростехнадзора;

в отдел МТУ Ростехнадзора, непосредственно осуществляющий надзор за ЯРБ данной ИЯУ;

оперативному дежурному ФГУП "СКЦ Росатома";

3.5. Предварительное сообщение о нарушении в работе ИЯУ с признаками и последствиями нарушений категорий А01, А02, П01.

3.5.1. Предварительное сообщение о нарушении в работе ИЯУ должно содержать следующую информацию:

наименование органа управления использованием атомной энергии;

наименование эксплуатирующей организации;

наименование ИЯУ;

дату и время нарушения (местное/московское);

состояние ИЯУ до нарушения;

краткое описание возникновения, процесса развития нарушения и хода ликвидации его последствий, предполагаемые причины нарушения, наличие нарушений пределов и условий безопасной эксплуатации;

предварительно установленную категорию нарушения;

наименования поврежденных систем (элементов) и основные данные о них, место, характер и причину повреждения;

перечисление принятых мер по локализации нарушения;

состояние ИЯУ на время передачи предварительного сообщения;

данные о предполагаемом радиационном воздействии на персонал, население и окружающую среду;

информацию о радиационной обстановке в помещениях ИЯУ, на площадке размещения ИЯУ и за ее пределами (по данным стационарных или переносных средств системы радиационного контроля или по данным лабораторного контроля) с указанием времени проведения измерений;

достаточность (недостаточность) собственных сил и средств для ликвидации последствий нарушения и проведения защитных мероприятий;

предварительную оценку нарушения по INES;

должность, Ф.И.О., подпись (для сообщения, передаваемого по факсу) лица, передавшего сообщение.

3.5.2. Предварительное сообщение о нарушении в работе ИЯУ, подписанное уполномоченным должностным лицом эксплуатирующей организации, должно быть передано в течение 24 ч после регистрации приборами и (или) обнаружения персоналом нарушения.

3.5.3. Предварительное сообщение о нарушении в работе ИЯУ должно быть передано:

оперативному дежурному ОДС Ростехнадзора;

в отдел МТУ Ростехнадзора, непосредственно осуществляющий надзор за ЯРБ данной ИЯУ;

оперативному дежурному ФГУП "СКЦ Росатома";

дежурному федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда.

3.5.4. Эксплуатирующая организация должна обеспечить ежедневное представление уточненного предварительного сообщения о нарушении в работе ИЯУ с признаками и последствиями нарушений категорий А01, А02, П01 до полной ликвидации последствий, вызванных нарушением:

оперативному дежурному ОДС Ростехнадзора;

в отдел МТУ Ростехнадзора, осуществляющий надзор за ЯРБ данной ИЯУ;

оперативному дежурному ФГУП "СКЦ Росатома";

дежурному СЦ Минприроды России (в случае нарушений категории А01).

 

4. Порядок расследования нарушений в работе ИЯУ

 

4.1. Для проведения расследования нарушения в работе ИЯУ в срок не позднее двух суток с момента выявления нарушения должна быть создана комиссия по расследованию нарушения в работе ИЯУ.

4.2. Комиссия по расследованию нарушения в работе ИЯУ с признаками и последствиями нарушений категорий А01, А02 должна быть создана в соответствии с приказом органа управления использованием атомной энергии или по поручению руководителя органа управления использования атомной энергией в соответствии с приказом эксплуатирующей организации.

4.3. В состав комиссии по расследованию нарушения в работе ИЯУ с признаками и последствиями нарушений категорий А01, А02 должны быть включены представители органа управления использованием атомной энергии, Ростехнадзора, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда; иных федеральных органов исполнительной власти, эксплуатирующей организации и, при необходимости, организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги эксплуатирующей организации, связанные с обеспечением ЯРБ ИЯУ; представители субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления, на территории которого расположена ИЯУ.

4.4. Комиссия по расследованию нарушения в работе ИЯУ с признаками и последствиями нарушений категорий П01-П09 должна быть создана эксплуатирующей организацией.

4.5. В состав комиссии по расследованию нарушения в работе ИЯУ с признаками и последствиями нарушений категорий П01-П09 должны быть включены представители эксплуатирующей организации, представители администрации ИЯУ, начальники смен и служб ИЯУ и, при необходимости, представители организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги эксплуатирующей организации, связанные с обеспечением ЯРБ ИЯУ.

Председателем указанной комиссии не может быть назначено должностное лицо эксплуатирующей организации, ответственное за обеспечение ЯРБ ИЯУ.

4.6. Комиссия по расследованию нарушения в работе ИЯУ должна руководствоваться действующими нормативными правовыми актами, федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, эксплуатационными документами, относящимися к обеспечению безопасности ИЯУ.

При расследовании нарушения необходимо придерживаться следующего порядка.

1) Ознакомиться с необходимой для проведения расследования документацией. Визуально обследовать место нарушения, оборудование и помещения ИЯУ.

2) Выявить последовательности отказов систем (элементов), ошибок персонала при нарушении.

3) Выявить действия, предпринятые для выяснения причин отказов систем (элементов), ошибок персонала.

4) Выявить наличие предшествующих аналогичных нарушений.

5) Выявить последствия нарушения:

нарушение пределов и (или) условий безопасной эксплуатации;

выход радиоактивных веществ за установленные границы;

облучение лиц из числа персонала и населения; наличие погибших и (или) получивших травмы;

загрязнение радиоактивными веществами систем (элементов), помещений, площадки ИЯУ, территории за пределами площадки ИЯУ;

повреждение систем (элементов);

время простоя ИЯУ.

6) Выявить причины нарушения:

отказы систем (элементов), ошибки персонала при нарушении;

непосредственные причины отказов систем (элементов), ошибок персонала;

коренные причины отказов систем (элементов), ошибок персонала.

7) Оценить достаточность принятых мер по локализации и ликвидации последствий нарушения.

8) Оценить нарушения с точки зрения безопасности.

9) Выявить недостатки:

в действиях персонала;

в работе систем (элементов) нормальной эксплуатации;

в работе систем (элементов), важных для безопасности;

в техническом обслуживании и ремонте;

в документации;

в организации проведения работ на ИЯУ;

в работе экспериментальных устройств и радиационных источников.

10) Представить предложения о корректирующих мерах, касающихся:

ремонта систем (элементов);

замены систем (элементов);

эксплуатации систем (элементов);

конструирования систем (элементов);

проектирования систем (элементов);

изготовления систем (элементов);

сооружения систем (элементов);

монтажа систем (элементов);

наладки систем (элементов);

изменений в нормативной и эксплуатационной документации;

действий персонала.

4.7. Расследование нарушений в работе ИЯУ, сопровождающихся или обусловленных пожаром и (или) обрушениями зданий и сооружений ИЯУ, проводится с учетом требований действующих нормативных правовых актов по проведению дознания по делам о пожарах и (или) нормативных документов по расследованию обрушений зданий и сооружений.

4.8. Расследование несчастных случаев, произошедших с персоналом ИЯУ, проводится в соответствии с требованиями нормативных правовых документов, устанавливающих порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве.

4.9. Расследование нарушений в работе ИЯУ, связанных с отказами и повреждениями систем (элементов), важных для безопасности, в том числе с повреждениями исполнительных механизмов системы управления и защиты, оборудования, ошибками персонала, не сопровождавшихся признаками и последствиями, приведенными в таблице 1 настоящего Положения, проводится в порядке, установленном эксплуатирующей организацией.

4.10. Продолжительность расследования нарушения в работе ИЯУ не должна превышать 15 суток после его выявления. Решение о продлении срока расследования нарушения в работе ИЯУ принимается руководителем организации, в соответствии с приказом которой создана комиссия по расследованию нарушения в работе ИЯУ, с уведомлением об этом Ростехнадзора. Максимальный срок продления расследования нарушения в работе ИЯУ не должен превышать 15 суток.

4.11. Эксплуатирующая организация должна проинформировать МТУ Ростехнадзора и отдел МТУ Ростехнадзора, осуществляющий надзор за ЯРБ данной ИЯУ, о создании, месте и времени начала работы комиссии по расследованию нарушения.

4.12. Эксплуатирующая организация и комиссия по расследованию нарушения в работе ИЯУ должны представить в МТУ Ростехнадзора и отдел МТУ Ростехнадзора, осуществляющий надзор за ЯРБ данной ИЯУ, необходимую информацию, документацию и материалы расследования.

4.13. Комиссия по расследованию нарушения в работе ИЯУ имеет право получать объяснения от персонала ИЯУ, представителей других организаций, проводивших работы на ИЯУ на момент регистрации приборами и (или) обнаружения персоналом нарушения, или на момент возникновения возможной причины нарушения, требовать проведения необходимых испытаний, проверок, экспертизы.

Режим работы комиссии по расследованию нарушения в работе ИЯУ определяет председатель комиссии.

4.14. Эксплуатирующая организация до создания комиссий по расследованию нарушения в работе ИЯУ с признаками и последствиями нарушений категорий А01, А02, П01 должна принять меры по сохранению обстановки в месте нарушения такой, какой она была на момент его выявления; прекратить все работы на установках и оборудовании, где произошло нарушение; если это не представляет опасности для жизни людей и не вызывает дальнейшего развития нарушения, исключить доступ персонала к месту нарушения. В случае невозможности сохранения обстановки необходимо зафиксировать сложившуюся обстановку (схемы, фотографии и т.д.).

Решение о необходимости сохранения обстановки до создания комиссии по расследованию нарушения в работе ИЯУ с признаками и последствиями нарушений категорий П02-П09 принимает эксплуатирующая организация.

4.15. Категорически запрещается вскрывать контрольно-измерительную аппаратуру, менять уставки предупредительных и аварийных сигналов с момента выявления нарушений в работе ИЯУ с признаками и последствиями нарушений категорий А01, А02, П01 до начала работы комиссии по расследованию нарушения в работе ИЯУ.

Вскрытие (разборка) поврежденного оборудования с фиксацией его состояния, предшествовавшего вскрытию (разборке), для нарушения с признаками и последствиями нарушений категорий А01, А02, П01 может проводиться до начала работы комиссии только с письменного распоряжения руководителя эксплуатирующей организации после согласования с председателем комиссии по расследованию нарушения в работе ИЯУ.

При нарушения в работе ИЯУ с признаками и последствиями нарушений категорий П02-П09 решение о вскрытии (разборке) поврежденного оборудования с фиксацией его состояния, предшествовавшего вскрытию (разборке), до начала работы комиссии принимает эксплуатирующая организация.

4.16. Эксплуатирующая организация должна обеспечить необходимые условия для работы комиссии по расследованию нарушения в работе ИЯУ, в том числе:

предоставить комиссии всю необходимую информацию и обеспечить доступ к оборудованию и документации, имеющим отношение к расследованию нарушения;

предоставить проектные, эксплуатационные, заводские, нормативные и другие необходимые для работы комиссии документы;

провести необходимые технические расчеты, лабораторные исследования, испытания и проверки, фотографирование объектов, систем (элементов), оборудования;

привлечь при необходимости к расследованию нарушения экспертов;

предоставить помещения для работы, средства связи, транспорт;

обеспечить размножение материалов расследования;

обеспечить беспрепятственный доступ на территорию, в помещения и к оборудованию ИЯУ.

4.17. Эксплуатирующая организация до начала работы комиссии по расследованию нарушения в работе ИЯУ должна провести следующие мероприятия:

определить характер и масштабы нарушения для уточнения состава комиссии;

подготовить сведения о радиационной обстановке на ИЯУ, на площадке ее размещения, на территории санитарно-защитной зоны ИЯУ и о предполагаемых дозах облучения персонала и населения в период нарушения в работе ИЯУ;

организовать при необходимости вызов представителей заводов-изготовителей, проектных, конструкторских, научно-исследовательских, ремонтных, наладочных и других организаций;

принять меры по сохранению диаграмм регистрирующих приборов, осциллограмм, магнитофонных записей оперативных переговоров, оперативных журналов, распечаток ЭВМ;

зафиксировать значения нейтронно-физических характеристик активной зоны ИЯУ на момент выявления нарушения, положение влияющей на безопасность коммутационной аппаратуры, отключающей и регулирующей арматуры, бленкеров, накладок;

собрать при необходимости непосредственно после сдачи смены объяснительные записки сменного персонала, персонала, участвовавшего в ликвидации нарушения, его очевидцев, администрации ИЯУ;

подготовить на основании имеющихся оперативных материалов графики (в едином масштабе времени) изменения необходимых для расследования параметров работы систем и оборудования с нанесенными на этих графиках отметками о переключениях оборудования, срабатывании технологических защит и блокировок;

подготовить и предоставить комиссии проектную документацию, протоколы испытаний, осмотров, проверок, схемы, инструкции по эксплуатации, документацию по ремонту, а также информацию о подобных нарушениях на данной ИЯУ;

подготовить предварительные предложения по разработке корректирующих мер для предотвращения в дальнейшем подобных нарушений.

Эксплуатирующая организация должна представить комиссии предложения по устранению причин нарушения и разработке рекомендаций по недопущению повторения в дальнейшем подобных нарушений в работе ИЯУ.

4.18. На первом (организационном) совещании комиссии по расследованию нарушения в работе ИЯУ заслушивается сообщение представителя эксплуатирующей организации о нарушении, состоянии ИЯУ, радиационной обстановке в помещениях ИЯУ, на площадке размещения ИЯУ и за ее пределами, принятых мерах по ликвидации последствий нарушения, результатах предварительного рассмотрения причин нарушения и принимается решение с учетом полученной информации о готовности комиссии к работе.

4.19. В случае, если в процессе расследования нарушения в работе ИЯУ выявлены его более тяжелые последствия, в соответствии с которыми на основании таблицы 1 настоящего Положения оно должно быть отнесено к иной категории, и статус комиссии не соответствует требованиям пункта 4.3 настоящего Положения, решение о продолжении работы комиссии или о создании новой принимает орган управления использованием атомной энергии, который может создать комиссию по расследованию нарушения в работе ИЯУ с более тяжелыми последствиями.

Ранее созданная комиссия должна продолжить свою работу до начала работы вновь созданной комиссии, которой она должна передать полученные результаты расследования.

4.20. Решение о возобновлении работ на ИЯУ принимает:

орган управления использованием атомной энергии совместно с Ростехнадзором после завершения расследования причин нарушений категорий А01, А02, П01 и их устранения или принятия мер по их устранению;

эксплуатирующая организация после согласования с отделом МТУ Ростехнадзора, осуществляющим надзор за ЯРБ данной ИЯУ после установления и устранения причин нарушений категорий П02-П09.

 

5. Отчетность о расследовании нарушений в работе ИЯУ

 

5.1. Комиссией по расследованию нарушения в работе ИЯУ составляется отчет о расследовании нарушения в работе ИЯУ.

Форма титульного листа и структура отчета о расследовании нарушения в работе ИЯУ приведены в приложении N 2 к настоящему Положению, а требования к содержанию отчета о расследовании нарушения в работе ИЯУ - в приложении N 3.

При этом комиссия по расследованию нарушения в работе ИЯУ вправе включать в отчет информацию, не отраженную в требованиях настоящего Положения, но являющуюся, по ее мнению, важной для анализа нарушения.

5.2. Окончательная редакция отчета о расследовании нарушения в работе ИЯУ подписывается всеми членами комиссии по расследованию нарушения в работе ИЯУ.

При возникновении разногласий окончательное решение принимает председатель комиссии.

Члены комиссии, не согласные с принятым решением, обязаны изложить в письменной форме свои особые мнения, которые должны быть приложены к отчету о расследовании нарушения в работе ИЯУ.

Руководитель эксплуатирующей организации должен быть ознакомлен с отчетом под роспись.

5.3. Оригинал отчета о расследовании нарушения в работе ИЯУ, подписанный членами комиссии, вместе с необходимыми приложениями должен храниться в эксплуатирующей организации до завершения вывода из эксплуатации ИЯУ.

5.4. Эксплуатирующая организация в течение 5 суток после окончания работы комиссии по расследованию нарушения в работе ИЯУ направляет копии отчета о расследовании нарушения в работе ИЯУ с необходимыми приложениями:

в Ростехнадзор;

в МТУ Ростехнадзора;

в отдел МТУ Ростехнадзора, осуществляющий надзор за ЯРБ данной ИЯУ;

в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (о нарушениях категорий А01, А02, П01);

в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (о нарушениях категорий А01, А02, П01);

в Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности;

в ЦАИ ИЯУ ОАО "ГНЦ НИИАР". На основании полученных отчетов ЦАИ ИЯУ предоставляет ежегодные обобщенные отчеты о нарушениях в работе ИЯУ в федеральные органы исполнительной власти по управлению атомной энергией и в Ростехнадзор;

в Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" (о нарушениях категорий А01, А02, П01);

в другие организации в порядке, установленном эксплуатирующей организацией.

5.5. Если после подписания комиссией по расследованию нарушения в работе ИЯУ отчета стала известной дополнительная информация об обстоятельствах, причинах и корректирующих мерах, эксплуатирующая организация готовит дополнительный отчет (дополнение к отчету).

При необходимости проведения дополнительного расследования нарушения на ИЯУ комиссия по расследованию нарушения в работе ИЯУ должна быть создана в порядке, установленном в разделе 4 настоящего Положения.

Требования к дополнительному отчету (дополнению к отчету) и его рассылке аналогичны требованиям, предъявляемым к отчету о расследовании нарушения в работе ИЯУ, изложенным в пунктах 5.3 и 5.4 настоящего Положения. Дополнительный отчет должен содержать ссылку на номер первоначального отчета.

 

6. Корректирующие меры

 

6.1. Эксплуатирующая организация по каждому нарушению в работе ИЯУ с учетом рекомендаций комиссии по расследованию нарушений в работе ИЯУ, изложенных в отчете о расследовании, должна разработать план мероприятий по устранению причин нарушения и предотвращению его повторения. В плане указываются конкретные исполнители и сроки проведения намеченных мероприятий.

Для нарушений в работе ИЯУ с признаками и последствиями категорий А01, А02 или П01 эксплуатирующая организация должна направить информацию о ходе исполнения указанного плана в орган управления использованием атомной энергии, Ростехнадзор и отдел МТУ Ростехнадзора, осуществляющий надзор за ЯРБ данной ИЯУ.

При нарушении с признаками и последствиями категорий П02-П09 эксплуатирующая организация должна направить информацию о ходе исполнения указанного плана в отдел МТУ Ростехнадзора, осуществляющий надзор за ЯРБ данной ИЯУ.

6.2. В программе обеспечения качества при проведении работ на ИЯУ эксплуатирующая организация должна предусмотреть необходимые мероприятия по сбору сведений о нарушениях в работе ИЯУ, их систематизации и передаче значимой с точки зрения обеспечения безопасности ИЯУ информации о нарушениях в работе ИЯУ другим эксплуатирующим организациям, организациям, выполняющим работы и предоставляющим услуги эксплуатирующей организации (в части, их касающейся), а также в Ростехнадзор.

6.3. Эксплуатирующая организация при получении от других эксплуатирующих организаций информации, указанной в пункте 6.2 настоящего Положения, должна провести анализ возможности возникновения подобных нарушений на принадлежащих ей ИЯУ. При необходимости должны быть приняты меры по предупреждению подобных нарушений на принадлежащих ей ИЯУ.

6.4. В годовой отчет по оценке текущего состояния ядерной и радиационной безопасности ИЯУ эксплуатирующая организация включает материалы с результатами анализа имевших место нарушений в работе ИЯУ, в том числе нарушений, указанных в пункте 4.9 настоящего Положения; предложения и рекомендации по повышению безопасности проведения работ на ИЯУ и использованию на других ИЯУ корректирующих мер, принятых по результатам расследований; перечень принятых мер (организационных, технических и т.д.) по устранению и предотвращению аналогичных нарушений в процессе дальнейшего проведения работ на ИЯУ; сведения о выполнении и сроках реализации рекомендаций комиссии, изложенных в отчетах о расследовании нарушений в работе ИЯУ.