Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 21 июля 2010 г. N 03-03-06/1/473
Вопрос: В соответствии со статьей 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Статьей 6 Закона Российской Федерации от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 04.12.2007) "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) установлено, что граждане на время призыва на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы) и обратно, а также командировочные расходы.
Согласно пунктам 25, 26 Постановления Правительства РФ от 29.05.2006 N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности" гражданам за время призыва на военные сборы по месту постоянной работы выплачивается средний заработок, возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы) и обратно, а также командировочные расходы.
Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с реализацией Закона N 53-ФЗ, утверждены постановлением Правительства РФ от с 01.12.2004 N 704.
Компенсация понесенных расходов производится за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ путем её перечисления на расчетные счета организаций при предоставлении документов, перечисленных в пункте 5 указанных выше правил.
Мы считаем, что у ОАО в налоговом учете не возникает оснований для признания для целей налогообложения прибыли ни доходов, ни расходов, связанных с компенсацией расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с реализацией Закона N 53-ФЗ. Просим подтвердить нашу позицию.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения сумм, выплачиваемых работникам на время призыва на военные сборы, и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 255 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Пункт 6 статьи 255 Кодекса определяет, что к расходам на оплату труда относится сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде.
Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы. Им выплачиваются также оклад по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, корабля, учреждения, организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, оклад по воинскому званию и возмещаются командировочные расходы за время нахождения в пути.
Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, предусмотрено, что выплата указанных компенсаций осуществляется за счет средств федерального бюджета военными комиссариатами на основании представляемых получателями компенсаций соответствующих документов или их копий, подтверждающих фактические расходы.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Полученная из бюджета организацией компенсация за выплату среднего заработка работника относится к доходам, увеличивающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций, поскольку такие выплаты не поименованы в составе доходов, исключаемых из налоговой базы по налогу на прибыль на основании статьи 251 Кодекса.
Учитывая изложенное, полученные из федерального бюджета субсидии на компенсацию расходов, связанных с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", учитываются в составе доходов, а начисленный работникам средний заработок, сохраняемый на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, - в составе расходов в целях налогообложения прибыли организаций.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
За гражданами, призванными на военные сборы, сохраняется средний заработок. Им также возмещаются командировочные расходы за время нахождения в пути. Указанная компенсация выплачивается за счет средств федерального бюджета военными комиссариатами. Она перечисляется на расчетный счет организации-работодателя.
В целях налогообложения прибыли поступившие средства включаются в доходы, а начисленный средний заработок - в расходы.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 21 июля 2010 г. N 03-03-06/1/473
Текст письма опубликован в журнале "Документы и комментарии", сентябрь 2010 г. N 18