Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Улановой Е.С.,
судей -Хаировой А.Х. и Лазаревой М.А.,
при секретаре - Салихове Р.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального района Похвистневский Самарской области на решение Похвистневского районного суда Самарской области от 28 ноября 2013 года, которым постановлено:
"Взыскать с Администрации муниципального района Похвистневский Самарской области в пользу Дынги М.Ф. удержанный подоходный налог в сумме 49526 рублей.
Взыскать с Администрации муниципального района Похвистневский Самарской области в доход государства государственную пошлину в сумме 1685 рублей 78 копеек".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Улановой Е.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дынга М.Ф. обратилась в суд с иском к Администрации м.р. Похвистневский Самарской области о взыскании суммы удержанного налога. В обоснование требований указала, что работала в Администрации м.р. Похвистневский Самарской области, замещала муниципальную должность. Уволена в ДД.ММ.ГГГГ, в связи с уходом на пенсию/ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года получала ежемесячную доплату за выслугу лет. Администрация м.р. Похвистневский Самарской области на основании решения Собрания представителей района "О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в муниципальном районе Похвистневский" N от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ производила с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года выплату ежемесячного содержания за вычетом подоходного налога. За указанный период сумма удержанного с нее подоходного налога составила 49526 рублей. Ссылаясь на то, что удержание подоходного налога с выплат ежемесячного содержания является неправомерным, Дынга М.Ф. просила взыскать с ответчика в свою пользу удержанную сумму подоходного налога.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации м.р. Похвистневский Самарской области просит решение суда отменить. Считает, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права. В жалобе ссылается на то, что ежемесячная доплата к трудовой пенсии муниципальному служащему не является социальной доплатой к пенсии и не является пенсией за выслугу лет, назначаемой муниципальным служащим, следовательно, не подпадает под действие п. 2 ст. 217 Налогового кодекса РФ и подлежит обложению налогом на доходы физических лиц. Полагает, что судом в нарушение п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ с Администрации м.р. Похвистневский Самарской области необоснованно взыскана государственная пошлина.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания извещались надлежащим образом и своевременно.
Судебная коллегия, рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит к компетенции законодателя установление государственных пенсий (ч. 2 ст. 39).
Социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, согласно ст. 72 (пп. "ж", "н" ч. 1) Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанным Федеральным законом предусмотрено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 24).
Устанавливая взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службы, федеральное законодательство определило, что такая взаимосвязь обеспечивается соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу (ст. 5 N 25-ФЗ, ст. 7 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
При этом муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23), размер которого не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 24).
Несмотря на то, что федеральное законодательство в отношении государственных гражданских служащих употребляет термин "пенсия за выслугу лет", а в отношении муниципальных служащих - термин "пенсионное обеспечение за выслугу лет", юридическая природа таких выплат одинакова.
При этом условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), размер государственной пенсии муниципального служащего (ч. 2 ст. 24 N 25-ФЗ), дополнительные гарантии муниципальным служащим (ч. 3 ст. 23 N 25-ФЗ) осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.
Не относясь к категории социальных доплат к пенсии, устанавливаемых ст. 121 Федерального закона "О государственной социальной помощи" на основании требований пп. 3, 4 ст. 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", ежемесячные доплаты за выслугу лет, выплачиваемые к трудовой пенсии как государственным гражданским служащим, так и муниципальным служащим за счет средств соответствующих бюджетов, являются одним из видов государственных гарантий пенсионного обеспечения за выслугу лет вне зависимости от размера потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.
С учетом изложенного ежемесячные доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов в силу п. 2 ч. 1 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению, поскольку представляют собой один из видов выплат по государственному пенсионному обеспечению.
Из материалов дела следует, что Дынга М.Ф. работала в Администрации м.р. Похвистневский Самарской области в должности "данные изъяты", уволена в связи с выходом на пенсию с ДД.ММ.ГГГГ года. Стаж муниципальной службы истицы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 32 года 11 месяцев 7 дней.
Согласно справке ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Похвистнево и Похвистневском районе от ДД.ММ.ГГГГ года, Дынга М.Ф. получает трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ года.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что распоряжением и.о. главы м.р. Похвистневский Самарской области N от ДД.ММ.ГГГГ Дынге М.Ф. определена доплата к трудовой пенсии по старости в размере 17546 рублей, то есть 75 % месячного денежного содержания. Основанием к доплате послужило заявление Дынги М.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ей ежемесячной доплаты к трудовой пенсии как лицу,
замещавшему должности муниципальной службы в органах местного самоуправления.
Согласно справкам о доходах физического лица, сумма удержанного подоходного налога с Дынги М.Ф. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года составляет 26730 рублей, за ДД.ММ.ГГГГ - 22796 рублей, а всего - 49526 рублей.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования Дынги М.Ф., взыскав с Администрации м.р. Похвистневский Самарской области удержанный подоходный налог в сумме 49526 рублей.
Доводы апелляционной жалобы, что ежемесячная доплата к трудовой пенсии муниципальному служащему не является социальной доплатой к пенсии и не является пенсией за выслугу лет, назначаемой муниципальным служащим, следовательно, не подпадает под действие п. 2 ст. 217 Налогового кодекса РФ и подлежит обложению налогом на доходы физических лиц, не могут быть приняты во внимание по изложенным выше основаниям.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ежемесячная доплата за выслугу лет к трудовой пенсии муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов не подлежит налогообложению, в связи с чем, удержание подоходного налога с доплаты к трудовой пенсии истицы происходило незаконно.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом в нарушение п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ с Администрации м.р. Похвистневский Самарской области незаконно взыскана государственная пошлина, являются обоснованными.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются, в том числе, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков. Следовательно, Администрация м.р. Похвистневский Самарской области должна быть освобождена от уплаты государственной пошлины. В связи с чем, из резолютивной части решения подлежит исключения указание на взыскание с Администрации муниципального района Похвистневский Самарской области в доход государства государственной пошлины в сумме 1685 рублей 78 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Похвистневского районного суда Самарской области от 28 ноября 2013 года по существу оставить без изменения, исключив из резолютивной части решения указание на взыскание с Администрации муниципального района Похвистневский Самарской области в доход государства государственной пошлины в сумме 1685 рублей 78 копеек.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.